Из-за того, что Россия отказалась от признания таможенных книжек международной
системы TIR, требуя от автоперевозчиков дополнительных гарантий, автоперевозки
значительно подорожали, сказал в интервью начальник отдела TIR Ассоциации
международных автоперевозчиков Эстонии ERAA Лаури Лусти

Сегодня на эстонско-российской границе не было очередей. Как вы считаете, в
связи с отменой TIR у перевозчиков действительно нет проблем?

Если очереди на границе нет, то это не значит, что нет проблем. Проблемы
существуют, потому что перевозки несомненно подорожали, и не на малые деньги.
Кроме того, прервется транзит в другие государства, например, Казахстан,
Узбекистан. И это создает для нас большие и серьезные проблемы.

На каком основании эстонским и российским фурам отказали въезд в Россию по
книжке TIR?

Если сказать откровенно, то не на законном основании. Если хотят денонсировать
международный договор, то для этого существует определенная процедура и даже
Высший арбитражный суд Российской Федерации признал действия ФТС (Федеральной
таможенной службы — ред) незаконными. Но несмотря на это, мы в настоящий момент
не можем въезжать или выезжать из России на основании книжек TIR.

Каковы ваши дальнейшие шаги в этой ситуации?

Мы рассматривали несколько вариантов, но видели, что эти шаги ударили бы по
нашим партнёрам — эстонским портам, эстонским фирмам-экспедиторам и нашим
российским партнёрам, против которых мы ничего не имеем. Мы хотели
денонсировать свою гарантию для TIR-системы на территории Эстонии, но если у
нас единое таможенное пространство, то это распространилось бы на весь ЕС. Но
мы, конечно, этого делать не будем. Если российские чиновники хотят наказать
своих предпринимателей и потребителей, мы в эту ситуацию влезать не будем.

Латвийские автоперевозчики не исключают, что пойдут в суд.

Что касается разных судебных дел, они, конечно, в определенный момент будут,
но пока про них рано говорить. Подождем и посмотрим, что будет дальше. С 1
декабря эта ситуация поменяется, потому что тогда заканчивается время, которое
дано АСМАПу или российским перевозчикам на то, чтобы найти другого гаранта. Вот
тогда и посмотрим.

Насколько увеличатся расходы автоперевозчиков?

Это зависит от перевозки. По некоторым направлениям, например, из Ивангорода
до Санкт-Петербурга уже прибавилось 400 евро, так что то, что говорят
чиновники, что ничего не подорожает — это не правда. Например, конвоируемые
перевозки. Представьте, сколько будет стоить конвой, например, из Нарвы или
Ивангорода до границы Казахстана. Это сотни тысяч рублей, если не миллионы. И
это придется оплачивать предпринимателю или грузополучателю в Казахстане. Это
же не расходы перевозчика.

«ERR»