Уход грузов с ж/д транспорта обойдется автодорогам в 4,9 млн дополнительных рейсов грузовых автомобилей в год

В рамках IV-й Международной конференции «Грузоперевозки для малых, средних и
крупных предприятий. Что дальше?» руководитель Департамента исследований
железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий (ИПЕМ)
Владимир Савчук выступил с докладом «Инфраструктурные ограничения для бизнеса:
долгосрочный тренд или временные трудности?»

В начале своего выступления Владимир Савчук отметил, что российская
транспортная система в 2-4 раза отстает от уровня развития транспортных систем
ЕС, США и Китая (см. презентацию). По словам эксперта, сегодня альтернативы при
выборе видов транспорта для малого и среднего бизнеса фактически отсутствуют.

По словам Владимира Савчука, результатами либерализации грузовых
железнодорожных перевозок стали усложнение перевозочного процесса, замедление
скорости перевозок и существенный рост тарифов. Это привело к тому, что малому
и среднему бизнесу стало значительно сложнее и дороже пользоваться услугами
железнодорожного транспорта. В результате, сегодня при значительном росте
погрузки грузов, по которым сильна межвидовая конкуренция, большую часть
«излишка» забирает автотранспорт.

При этом, по данным докладчика, ситуация в транспортной системе России только
усугубляется:сегодня более 30-ти % (около 15 тыс. км) автодорог федерального
значения работает в режиме перегрузки, а протяженность «узких мест» на железных
дорогах составляет 7,6 тыс. км. Как отметил эксперт, к 2020 году ввиду нехватки
финансирования протяженность «узких мест» на железных дорогах может составить
уже 20,6 тыс. км.

Как заявлял Владимир Савчук в этому году ранее, отказ от финансирования
мероприятий по снятию инфраструктурных ограничений на железных дорогах может
привести к тому, что объем невывоза грузов после 2015 года будет составлять до
97,1 млн тонн в год. По расчетам эксперта, это может привести к появлению на
автомобильных дорогах дополнительных 4,9 млн рейсов грузовых автомобилей в год.

В завершение своего выступления Владимир Савчук отметил, что существующая
сеть автомобильных дорог не способна «принять» значимые объемы грузов с
железнодорожного транспорта. По мнению докладчика, развитие транспортной
системы, сбалансированной по видам транспорта, является необходимым условием
дальнейшего роста экономики России.