В успешном планировании ежедневной доставки ключевую роль играет алгоритм программы маршрутизации. Сравниваем работу Relog и «Яндекс.Маршрутизация», у каждого из которых есть свои преимущества

Кейс 1

В случае с TMS «Яндекса» одним из них называют прогнозирование пробок при построении маршрута. Моделируем стандартную задачу, чтобы увидеть, как ее выполнит алгоритм в Москве. Дистрибьютор воды завтра должен доставить бутыли по 576 заявкам, у него 18 машин. При этом продолжительность рабочего дня курьеров составляет 8 часов. В среднем на каждого водителя приходится 35 точек. Планирую доставку в «Яндекс.Маршрутизация» для первого водителя. Программа рассчитала, что время курьера в пути составит 2 часа 28 минут. Теперь копирую его маршрут и вставляю в «Яндекс.Карты», сервис показал, что без пробок на него потребуется 2 часа 25 минут, а с пробками прогнозируемое время доставки воды может увеличиться до 5 часов, то есть разница составит 2 часа 35 минут.
При сравнении оставшихся 17 маршрутов по «Яндекс.Картам» оказалось, что «Яндекс.Маршрутизация» заложил на них от 2 часов 30 минут до 3 часов. Данные картографического сервиса «Яндекса» свидетельствуют, что с учетом заторов водители будут развозить бутыли 5-6 часов 30 минут.

Проверка учета дорожного трафика
На графике: голубым цветом показан маршрут, построенный с помощью «Яндекс.Маршрутизация», серым — с помощью «Яндекс.Карты» без пробок, оранжевым с учетом заторов

Алгоритм Relog учитывает пробки на основе статистики, но не прогнозирует их.

Кейс 2

Было решено протестировать обе программы в Алматы (Казахстан), где нет такой загруженности на дорогах, как в Москве. Кроме того, увеличил число точек для доставки воды и численность автопарка дистрибьютора. Пусть у него будет 24 машины и на завтра сформировано 747 заявок от клиентов, день работы курьеров так же составляет 8 часов. В этой задаче TMS Relog и «Яндекс.Маршрутизация» проходили проверку по двум параметрам: оптимизация количества автомобилей, сокращение времени маршрута.

Маршрутизатор «Яндекса» решил ее следующим образом: каждый водитель доставит бутыли в среднем по 35 заявкам, правда последнему курьеру придется развести воду по 45 точкам. Для обслуживания всех заказов в этот день понадобится 21 машина. То есть алгоритм оптимизировал работу так, что 3 машины для выполнения плана оказались не нужны.

Планирование Relog потребовало 20 машин, нагрузка на каждого водителя будет такая же, как у «Яндекс.Маршрутизация» — 35 точек. В целом Relog оптимизировал доставку компании на 4 машины.

Посмотрим на то, как оба алгоритма проложили маршруты на карте.

Анализ сравнения по зонам
Яндекс.Маршрутизация» нарисовал их вытянутыми — от начала до конца города, некоторые пересеклись между собой. У Relog они получились кучнее.

И снова о пробках. Планирование «Яндекс.Маршрутизация», показало, что продолжительность первого маршрута по времени составит 20 мин 47 секунд. Картографический сервис «Яндекса» без учета пробок спрогнозировал 21 минуту, а с заторами — 24 минуты.

Продолжительность отдельно взятого маршрута

Итак, основные выводы сравнительного анализа

  • Первый — в смоделированной ситуации маршрутизатор «Яндекса» не учел пробки на дорогах
  • Второй – разница при оптимизации доставки двумя программами составила 1 машину. Relog – 20 машин, «Яндекс.Маршрутизация» — 21 машина, за счет кучности маршрутов, выстроенных в Relog

Источник vc.ru