Нет времени читать? Получите краткое изложение

ChatGPT Perplexity Grok Google AI

“Достависта”: 40 тысяч в месяц

Александровский в бизнесе не новичок. Еще в 2002 году он основал собственное
медийное агентство Total View, которое, по данным AdIndex, в 2013 году закупило
для своих клиентов более чем на 1 млрд руб. рекламы.

“Я, можно сказать, серийный предприниматель, часто основываю новые бизнесы: что-то из них
развивается, что-то нет”, — рассказывает РБК Александровский.

В молодости он играл в компьютерные игры, особенно выделяя Payload, суть которой сделать
перевозку грузов наиболее выгодной. Сначала Александровский думал сделать
аналогичную мобильную игру, но в итоге решил создать курьерский сервис,
основанный на краудсорсинге.

Проект “Достависта” стартовал в октябре 2012 года. Ключевая бизнес-идея
состоит в том, что курьерами работают не профессионалы, а студенты, пенсионеры,
все желающие — они доставляют товар по пути, в удобное для них время. Чтобы
стать курьером в “Достависте”, надо скачать мобильное приложение (есть для iOS
и Android), заполнить в нем свой профиль (персональные данные, загрузить
фотографию и скан первого разворота паспорта), а потом ответить на ряд вопросов
сервиса по телефону. После этого можно брать заказы, которые оплачиваются
наличными. Если курьер хочет работать с заказами, оплачиваемыми безналичным
путем, то ему надо заключить с сервисом договор подряда.

Отправитель может застраховать свою посылку за 0,9% от ее объявленной
стоимости. В этом случае, если доставка не будет осуществлена или курьер
исчезнет вместе с полученными деньгами, “Достависта” обязуется компенсировать
потери отправителю. Так произошло в декабре 2014 года, когда до актрисы Ольги
Зайцевой “не доехал” браслет стоимостью 20 тыс. руб. “Мы полностью выплатили
возмещение”, — говорит Александровский. Зайцева подтвердила РБК, что проблема
была урегулирована.

Заказы в “Достависту” поступают через сайт (90%) и call-центр (10%). По словам
Александровского, сейчас сервис вышел на 40 тыс. доставок в месяц: “Если мы
будем расти теми же темпами, то к концу года преодолеем планку в 100 тыс.
заказов в месяц”. Примерно 60% клиентов сервиса — это интернет-магазины и
рестораны, 30% — заказы на доставку документов. Большинство заказов
“Достависта” исполняет день в день. По словам Александровского, средняя
стоимость доставки составляет около 500 руб. , из которых 20% — вознаграждение
сервиса. Получается, “Достависта” выручает порядка 4 млн руб. в месяц
(Александровский эту цифру не комментирует).

С момента основания в “Достависту” проинвестировано 22 млн руб. Первые 12 млн
руб. были вложены в разработку сайта, мобильного приложения и развитие бизнеса
в Москве, а привлеченные в конце 2014 года 10 млн руб. от нескольких частных
инвесторов (их имена не раскрываются) будут потрачены на экспансию сервиса в
города-миллионники. Операционные расходы “Достависты” сейчас составляют около
50–60% от выручки (call-центр, администрирование, поддержка, реклама),
рассказывает Александровский. В штате компании работают 12 человек, еще 12
сотрудников call-центра привлечены на аутсорсинге. “Если мы отбросим затраты,
связанные с развитием сервиса, и оставим только операционную часть, достаточную
для функционирования системы, то мы уже прибыльны, — говорит гендиректор
“Достависты” Дмитрий Зубков. — Точка безубыточности в нашей модели — 20 тыс.
доставок в месяц”.

Bringo: 20 тысяч в месяц

Основатель еще одного сервиса по краудсорсинговой доставке — Bringo — Марк
Капчиц также непрофессионал в логистике: из своих 50 лет он тридцать отработал
арт-директором. Первоначальные инвестиции в проект от группы частных лиц, по
словам Капчица, составили 50 млн руб. Половина средств была потрачена на
разработку мобильных приложений и сайта, а половина — на “агрессивный”
маркетинг и собственный штат курьеров в 150 человек (только при запуске
проекта).

В отличие от “Достависты” в Bringo создали сразу два мобильных приложения —
одно для курьеров, другое для заказчиков. Кроме того, у сервиса есть 40 штатных
курьеров — они выполняют заказы, за которые не берутся фрилансеры.
Вознаграждение Bringo — 19% от стоимости доставки. Деньги за свою работу курьер
получает на банковскую карту или на виртуальный счет в системе. Он может
взяться за выполнение заказа, если сумма на его счету или карте превышает
объявленную стоимость доставки — она блокируется в качестве гарантии. Базовая
стоимость доставки в Bringo составляет 180 руб. , но растет в зависимости от
того, сколько времени курьер проводит в пути (за час уже 390 руб. ).

“Bringo осуществляет около 20 тыс. доставок в месяц, но в ближайшие несколько
месяцев мы планируем как минимум утроить объемы”, — говорит Капчиц. Такого
роста основатель Bringo намерен достичь за счет подключения к системе сторонних
курьерских служб. “Мы будем предоставлять эффективное технологичное решение для
доставок по городу и доступ к 12 тыс. свободных курьеров”, — объясняет Капчиц.
Это, по его словам, позволит решить ключевую проблему сервиса: баланс между
количеством доставок и количеством “брингеров”: “Если не хватает работы,
курьеры теряют интерес к сервису и уходят из него; если не хватает исполнителей
— падает качество сервиса, клиенты остаются недовольны”.

Капчиц признает, что сервис пока убыточен — выручка примерно в 1 млн руб. в
месяц расходов не окупает: “Мы станем прибыльны, когда выйдем на доставку более
150 тыс. отправлений в месяц”.

“Пешкарики”: 2,5 тысячи в месяц

Еще один похожий сервис называется “Пешкарики”. Его создатель Дмитрий Петров в
отличие от своих коллег из Bringo и “Достависты” не понаслышке знал о проблемах
доставки для интернет-магазинов. В интернет-бизнесе он с 2003 года, в его
активе — IT-платформа по SEO-оптимизации и интернет-магазин по продаже
запчастей для скутеров.

“Среди курьеров наблюдается безумная текучесть, — объясняет РБК Петров. — Вряд
ли кто-то хочет сделать карьеру курьера, поэтому работают неделю и уходят.
Найти курьера так же тяжело, как менеджера по продажам, за добросовестных
курьеров все держатся”. Для того чтобы перестать зависеть от сторонних фирм,
Петров летом 2014 года вместе с компаньоном Владимиром Суховым решил
разработать небольшую прикладную программу — сервис подбора курьеров. На
первичную реализацию идеи товарищи потратили всего две недели, но так
увлеклись, что уже девять месяцев занимаются только “Пешкариками”, вложив в
усовершенствование системы 1,5 млн руб.

У “Пешкариков” базовая стоимость доставки день в день — 350 руб. , на следующий
день — 220 руб. С этих денег сервис получает 10–15% (новые курьеры платят
больше). Плюс продавец выплачивает 1% от объявленной стоимости товара
“Пешкарикам”, если товар предоплачен, и 2%, если курьер должен получить
наличные. В сервисе этот сбор называют страховкой, он делится поровну между
“Пешкариками” и курьером.

За февраль “Пешкарики” доставили 2,5 тыс. заказов и заработали 150 тыс. руб. В
команде сервиса всего два штатных сотрудника-программиста. “Наши операционные
расходы составляют чуть больше 100 тыс. руб. в месяц (сервер, call-центр,
разработка), но они начали окупаться уже по итогам четырех месяцев работы
сервиса”, — говорит Петров.

Сервис для маленьких

Курьерские краудсорсинговые службы ориентированы на небольшие
интернет-магазины, частных предпринимателей, продавцов из Avito и “ВКонтакте”.
Эта аудитория не так требовательна к IT-интеграции, поскольку количество
заказов невелико и позволяет делать заявки в ручном режиме.

“Все очень нравится, — говорит владелец интернет-магазина натуральной
косметики Владислав Бронштейн, работающий с “Доставистой” с мая 2014 года. —
Отправили около 60 заказов по Москве. Проблем с сервисом не было ни разу”.
“Стоимость доставки невысокая, от 220 руб. в зависимости от срочности и веса, —
рассказывает директор интернет-магазина “Крепеж колес” Николай Белоусов. —
Нашим клиентам требуется обычно срочная доставка, и в этом сервис “Пешкарики”
нас никогда не подводит”. “Основное преимущество “Достависты” — скорость
доставки, — говорит Антон Шишкин, владелец интернет-магазинов краскопультов и
мундштуков для сигарет. — Работаем уже год, и менять не планирую. Все проблемы
решаются очень оперативно. Дважды курьер пропадал с деньгами — “Достависта”
компенсировала по страховке полную стоимость в течение семи дней”.

Петров из “Пешкариков” рассказывает, что интерес к сервису проявляла сеть
Enter: “Жаловались, что есть проблема с доставкой, так как работают в основном
с грузовиками, а перевозить на грузовике флешку не очень удобно”. Пресс-служба
Enter сообщила РБК, что компания рассматривала возможность сотрудничества с
“Пешкариками”, но оно “не случилось”.

Мерген Чумудов, основатель логистического проекта Box2Box и член совета
директоров сервиса TodayDelivery, считает, что через год-полтора доставка в
течение двух часов в крупных городах станет таким же обычным делом, как сейчас
“доставка на следующий день”. “Основные проблемы, с которыми столкнутся
подобные компании, — это прием наличных от покупателей, белая схема работы с
контрагентами и, конечно, отточенные процессы по возвратам, — рассуждает он. —
Лидером станет тот, кто быстрее всех решит данные проблемы”.

Сервисы по доставке день в день “не представляют угрозы для нас, так как мы
фактически работаем в разных сегментах, — считает гендиректор традиционной
курьерской службы City Express Алексей Кичатов. — Сверхсрочная доставка не
является нашей приоритетной услугой, так как является для нас
низкомаржинальной. Даже в марте с учетом предпраздничного бума доля таких
срочных доставок не превысила 1,5–2%”.

Петров строит планы по экспансии в сегмент междугородной доставки: “Количество
частных водителей, которые ежедневно ездят из Москвы в Тверь или Воронеж,
достаточно велико. Думаю, они будут рады окупить часть пути, прихватив с собой
в дорогу нашу посылку”. “Я уверен, что в результате эффективное победит
неэффективное, — говорит Александровский из “Достависты”. — Все будут
отказываться от традиционной доставки и переходить к нам или на нашу модель,
чтобы не нести дополнительных затрат на персонал [для клиентов] и выбирать
время работы самому [для курьеров]”.

Похожие записи