Кибермошенничество в сфере экспресс-доставки: кому стоит быть начеку

О количественном росте зафиксированных фактов кибермошенничества в сфере экспресс-доставки на территории республики Беларусь всерьез заговорили летом 2020 года

Изначально озадачились проблемой представители перевозчика РУП «Белпочта».

Обычно факты мошенничества связаны с доставкой товаров, приобретенных посредством различных интернет-сервисов. Например, в последнее время часто стали поступать жалобы от пользователей  Avito – (доска бесплатных объявлений): потенциальные покупатели сообщают о наличии в объявлениях фишинговых ссылок, ведущих на поддельный ресурс, копирующий официальный сайт компании СДЭК. В описанных случаях мошенники действуют по следующей схеме: размещая объявления о продаже товаров по заведомо низким ценам, они высылают пользователю поддельные накладные транспортной компании, которые генерируются такими же поддельными сайтами. В результате человек, заказавший товар и решивший воспользоваться услугами курьерской службы доставки, оплачивает покупку и транспортировку, но в итоге остается ни с чем.

История с РУП «Белпочта»

Возможно, пресс-служба Белпочты не стала бы поднимать шумиху вокруг ситуации с Авито и СДЭК, если бы сама курьерская служба не столкнулась с похожей проблемой. Дело в том, что мошенники все чаще стали выставлять объявления о продаже на различных интернет-площадках, предлагая доставку через услуги Белпочты. Если покупатель проявляет интерес к объявлению, ему предлагается сообщить системе свои личные данные. Предлог – сбор сведений для оформления доставки. На заключительном этапе покупатель получает ссылку на поддельный интернет-ресурс, где через форму оплаты можно совершить покупку, используя данные своей платежной карты.

Оформление фишингового сайта до мелочей совпадает с дизайном официального портала курьерской службы. Даже доменные имена будут настолько созвучны, что не вызовут у пользователя никаких подозрений. Минимум, что теряет покупатель в этом случае – деньги за покупку товара (также сумма включает в себя стоимость несуществующей доставки). Однако не редки случаи, когда незадачливый покупатель лишается всех денежных средств, которые в момент оплаты находились у него на балансе платежного инструмента.

В последнем своем обращении к клиентам курьерская служба доставки сообщает, что к официальному интернет-представительству компании поддельные ресурсы никакого отношения не имеют. При этом всем пользователям, совершающим оплату через сайт транспортной компании, рекомендуется изначально проверять совпадение доменного имени с официальным представительством  оператора в сети. Эта простая рекомендация позволит не стать жертвой мошенников и сохранить свои деньги.

Похожие записи