Проект изменений СанПиНа сулит ретейлу новую головоломку. Изменение в работе транспортной компании связано с новым проектом Роспотребнадзора

В нем говорится о том, что транспортировка бытовой химии в машинах, доставляющих продукты питания к потребителям должна быть запрещена.

А вот это известие повергло в шок всех участников рынка – спрос на онлайн-доставку сейчас невероятно высок и если проект СанПиНов будет утвержден, то один заказ, в котором имеется колбаса и стиральный порошок, должен быть отправлен покупателям разными способами. Однако если взглянуть на схему глазами конечного потребителя, она вряд ли будет выглядеть удобной – придется ждать не одного, а двух курьерских курьеров
Новые правила, если их примут, заставят игроков рынка ритейлa изменить стратегию логистики. Прогнозы по поводу изменения цен на доставку уже звучат Некоторые эксперты утверждают, что они не вызовут глобальных изменений. Есть и те, кто и без введений новых норм возит «химию», и продукты питания в разных контейнере. А другие прогнозируют, что стоимость доставки вырастет в два раза.

Какое условие задачи?

Построив модели работы типового ретейлера, мы смогли оценить влияние разделения доставки на экономику логистики. Стандартная задача планирования, согласно которой на следующий день нужно доставить 1 тыс. заказов силами 50 автомобилей по Москве и ближайшему Подмосковью
Но предположим, что доля заказов, где вместе с продуктами питания есть бытовая хим., составляет 20% и мы должны доставить не 1,2 тыс., а 1,2 тыс. заказов, но с учетом повторяющихся адресатов.
По этой схеме используются различные ресурсы: один использует собственный транспорт для перевозки грузов, другой – фрахтует его на рынке и т.д. Различные схемы расчета стоимости доставки. По мнению некоторых компаний, для них это фиксированная сумма за выход машины с смены, другие же компании платят за машину из расчета затраченного времени или пробега. Не редко используют комбинированные схемы.
В данной задачке мы использовали комбинированную схему, в которой была зафиксирована фиксированная цена выхода транспортного средства на смену (3 тысячи рублей), а также почасовая оплата (100 рублей в час). Для удобства и наглядности решили считать все машины одинаковыми.
Уровень клиентского сервиса измеряется в количестве нарушений временных окон и средней длительности таких нарушений (например, если нарушение составляло менее пяти минут, эту ситуацию можно назвать приемлемой для бизнеса).

Расчет и решение.

Мы решили задачу несколько раз, изменяясь параметрами доставки под новые требования закона.

Расчет № 1: исходная задача при транспортировке бытовой химии и продуктов питания в одной машине (всего машин —50)
Получены такие результаты:

  • На маршрутах суммарное время в пути – 556 часов; общий километраж – 7 250 км; нераспределенный заказ – ноль; количество потенциальных опозданий – два;
  • Общая стоимость аренды техники, которая складывается из стоимости использования машин, а также оценочной стоимости ГСМ, – 234 600 руб.

Расчет № 2: смотрим, как будут справляться с доставкой те же 50 машин.
А вот что получилось:

  • С учетом того что суммарное время в пути на маршрутах составляет 623,5 часа, общий километраж – 9 560 км, нераспределенные заказы – 120. Общая стоимость, которая складывается из цены использования машин и оценочной стоимости ГМ, исходя из полученного километража;
  • В результате решение с тем же числом автомобилей оказалось на 7% дороже, но вряд ли компания выберет его. Из-за этого уровень клиентского сервиса снижается: с одной стороны, появляются нерасхваченные товары, что означает упущенную прибыль. С другой стороны, значительно возрастает число нарушений времени (с двух до 117).

Для того чтобы получить расчет № 3, необходимо было бы принять решение с большим числом автомобилей.

  • Ясно и то, что снижение уровня клиентского сервиса недопустимо, поэтому бизнес будет вынужден увеличивать количество машин (сюда — до 79).
  • Расчет: Среднее время на маршрутах — 703 часов; общий километраж — 9276 км;
  • нераспределенные заявки — ноль;
  • общая стоимость, которая получается из стоимости использования машин и оценочной стоимостью ГСМ, исходя из полученного километра, — 344

Мы видим, что это решение существенно повлияет на стоимость доставки. Чтобы перевозить все заказы и укладываться в установленные заказчиком сроки, необходимо увеличить существующий парк машин на 60%.
Общая стоимость решения вырастет на 46%
Необходимо отметить, что составление маршрута (в любых условиях) – это всегда стремление соблюсти баланс между ценой использования ресурсов и уровнем клиентского сервиса Некоторые компании предпочитают не нарушать установленные сроки при выпуске дополнительных машин на маршрут. В то же время другие, наоборот, стремятся к экономии, допуская возможные нарушения интервалов Однако чаще бизнес ищет именно баланс между высоким качеством сервиса и объемами задействованных ресурсов – исполнителей.

Что нужно знать о доставке b2b.

При рассмотрении рынка доставки в качестве однородной системы он не совсем верен. Есть большая аудитория конечных потребителей, но не стоит забывать и о b2c-клиентах. К примеру – это торговые сети, магазины магазинов и т.д.
Но, тем не менее, есть ряд отличий доставки для b2b-сегмента от ее аналога в сегменте b1c.

  1. В случае если в b2c доля заказов, которые содержат бытовую химию и продукты питания будет невелика, то при доставке продукции из распределительного центра торговой сети до магазинов «химия» и еда будут в каждом или почти во всех заказах. Это также накладывает дополнительные ограничения на ретейлеров, поскольку груз придется развозить разными машинами.
  2. Машины, которые осуществляют b2b-доставку имеют более крупные размеры и более габаритные машины.
  3. При этом чем больше машина, тем дороже ее использование Если предположить, что цены на доставку товаров в магазины вырастут больше чем на доставку к конечным потребителям, то это может привести к увеличению затрат ретейлеров на доставку товаров до покупателей. А по факту получается, что в реальности все обстоит иначе. В b2b-доставки основным ограничением для маршрутов является грузоподъемность машины, а не рабочее время водителя. Такие рейсы редко бывают более трех-пяти точек.

Условия позволяют маневрировать – рейсы получаются достаточно короткие, что позволяет в одну рабочую смену выполнить несколько доставок.
Поэтому, если машины придется делить, ретейлеры в первую очередь станут ориентироваться на то, чтобы осуществлять нескольких полетов в день, а во вторую — учет привлечения дополнительного транспорта.
Разумеется цена на аренду машины в b2b зависит и напрямую от количества рейсов, но мы считаем что увеличение цены аренды в b2b- и в B2c-сегменте будет равно примерно 40% и 46% соответственно.

А что будет дальше?

После того, как ограничения были приняты, мы решили сделать самый жесткий сценарий развития событий, в котором заказы будут разделены по разным машинам. И поэтому мы понимаем, что в будущем между ретейлерами и органами государственной власти возможен диалог, который приведет к компромиссному решению и условиям, приемлемым для бизнеса и благоприятным для потребителя.