CG: плохая логистика стоит нам 20% ВВП

Россия каждый год теряет 6,5 трлн рублей ($180 млрд) из-за сбоев в перевозке
грузов и ее дороговизны, утверждают аналитики Boston Consulting Group и
Торгово-промышленной палаты России в сегодняшнем совместном отчете. Так что
недостатки в логистике и работе транспорта – это, по мнению авторов
исследования, едва ли не главное, что мешает нашей экономике расти.

Они подсчитали, что Россия, то есть все наши предприятия, тратит на транспорт
и логистику около 20% ВВП в год – в то время как Китаю хватает 15%, а
европейским странам – 7–8% ВВП. Если Россия сократит лишние траты до
среднемировых 11% ВВП, высвободятся гигантские ресурсы – почти половина
годового бюджета страны, обещают эксперты. Звучит отлично, но, чтобы добиться
этой экономии, нужно сначала немало вложить – разбираясь в причинах такого
щедрого перерасхода, исследователи приходят к выводу, что в российской системе
перевозок нужно почти все менять или строить заново. В подтверждение они
приводят несколько примеров, указывающих на основные недостатки: По оценкам
BCG, спрос на качественную логистику и перевозки в России зашкаливает – рынок
растет на 19% в год. Но спрос намного превышает качественное предложение. К
примеру, в таких услугах остро нуждается растущий ритейл и компаниям самим
приходится покупать грузовики и нанимать экспедиторов – то есть заниматься
непрофильной работой. Так, собственный автомобильный парк «Магнита» (5,5 тысячи
автомобилей) в 28 раз больше парка международного перевозчика DB Schenker в
России (200 автомобилей). Одна крупная российская машиностроительная компания
на условиях анонимности рассказала BCG, что в 2008–2013 годах она на 12%
сократила долю железнодорожных перевозок и заменила их автомобильными. Она
объясняет это ростом тарифов на железной дороге и ужесточением требований к
безопасности перевозок, из-за которых появляются дополнительные сборы и
уменьшается вместимость погрузочных платформ. К тому же в последние годы
железнодорожники стали чаще срывать сроки, а скорость доставки железной дорогой
замедлилась до анекдотичных 11–14 км в час. Автоперевозчики работают дешевле,
к ним меньше нормативных требований, к тому же, в отличие от РЖД, с ними можно
расплачиваться по факту доставки, а не авансом. Этот пример типичен – в России
автомобильным транспортом грузы доставляются на расстояние до 2,5 тысячи км,
исключая лишь Сибирь и Дальний Восток. А для всего мира это нонсенс – все, что
дальше 800 км, дешевле и быстрее доставлять самолетами и железными дорогами. В
России не хватает складов и терминалов, где товар можно группировать по
партиям, распределять по маршрутам или куда его можно перегрузить с машин в
ожидании самого удобного авиарейса. Даже в Москве – через которую проходит
абсолютное большинство всех маршрутов в европейской части России – складских
площадей в 13 раз меньше, чем в Париже. А в регионах ситуация еще намного хуже.
Обеспеченность складскими площадями, кв. м / количество жителей:

В российских аэропортах груз может ждать растаможивания 7 суток – за это время
его можно доставить из Амстердама до Москвы на фурах. Из-за этого перевозчикам
выгоднее переплачивать и отправлять товар в обход через Финляндию. По оценке
BCG, до 40% московских грузов сначала доставляются авиарейсом до Хельсинки, где
прохождение таможни занимает не больше суток. Там товар сгружают на грузовики и
везут в пункт назначения. Для российских авиакомпаний перевозка грузов – не
приоритетное направление. Грузовые самолеты постепенно вытесняются
пассажирскими. Там есть грузовые отсеки, но авиакомпании заполняют их по
остаточному принципу – запланировать поставки груза по графику в таких условиях
невозможно. Многие проблемы отрасли в России объясняются тем, что нужна она
была главным образом для перевозки сырья, а не сложных машин или продуктов,
которые могут испортиться. Но постепенно доля товаров с высокой добавленной
стоимостью растет, а сервис не меняется. Руководители крупных компаний,
опрошенных BCG, отвечают, что квалификация грузчиков, машинистов и других
рабочих не позволяет им должным образом обслуживать доставку ценных товаров.
Пытаясь улучшить ситуацию, Россия вкладывает в развитие инфраструктуры по 1,6
трлн рублей в год, около 2,2% ВВП. Причем на 70% это деньги государства. В
других странах инвестиций в логистику и транспорт по отношению к ВВП
значительно выше, и на две трети это частные средства. BCG предлагает России
активизировать программы государственно-частного партнерства и привлечь в
отрасль как можно больше новых инвесторов – строить платные дороги,
высокотехнологичные терминалы, модернизировать железные дороги. По оценке
экспертов, в ближайшем будущем рынок транспортно-логистических услуг продолжит
расти на 15% в год.

 

Похожие записи