Согласно результатам недавнего исследования, которое было проведено компанией
JLL в сотрудничестве с международной ассоциацией CoreNetGlobal, российский
рынок логистики лидирует в списке стран с наибольшим потенциалом в Европе.

Второе и третье место было отдано Турции и Польше соответственно. Эксперты
анализировали рынки Европы до начала недавних политических событий, но даже
после них результат не вызывает вопросов.

Несомненно, Россия обладает наибольшим потенциалом логистического рынка в
силу таких факторов и событий, как географическое положение и обширные
территории, огромный потенциал развития производственной базы и потребления, а
также возврат территории Крыма и наметившиеся геополитические интеграционные
процессы (Беларусь, Казахстан, Восточная Украина).

В наибольшей степени потенциал РФ в сфере логистики обусловлен неразвитостью
современной и деградацией исторически существовавшей транспортной и
логистической инфраструктуры. Это касается автомобильных дорог, морского
транспорта, портовой инфраструктуры, авиационного сообщения и внутреннего
водного транспорта. В 5 — 10-летней перспективе по мере развития
вышеперечисленных областей повысится скорость движения грузов, появятся новые
рукава и маршруты для мультимодальных перевозок.

Согласно выводам исследования, арендаторам потребуется больше крупных
складских помещений в России. По нашему мнению, действительно, в ближайшее
время потребность в них возрастет. В СЗФО, ЦФО, ДВ намечается необходимость в
крупных дистрибуционно-логистических центрах, где будут использоваться ресурсы
РЖД и портовые мощности. В остальных регионах на спрос повлияют высокие темпы
развития транспортной инфраструктуры, а также стремление компаний, работающих в
таких отраслях, как автомобилестроение, телеком, интернет-торговля и
нефтегазовый сектор, быть ближе к потребителю.

Потребность в больших складских площадях связана с перестройкой логистики для
поддержки нового формата спроса со стороны потребителей, в частности — с
интеграцией традиционной и электронной торговли и ускорением процесса доставки,
что в результате приведет к развитию технологий электронной торговли широким
спектром потребительских товаров. В этой ситуации арендаторам и потребуются
крупные помещения площадью свыше 100 тыс. кв. м. Кроме того, драйвером
потребности в крупных складских помещениях, по нашему мнению, являются рост
потребления в пищевой отрасли и высокотехнологичной индустрии. Нельзя не
отметить, что в среднем по регионам РФ спрос потребителей ниже, чем в МО и СЗ,
поэтому необходимость в локальных складах небольшой площади в России
по-прежнему остается.

Кроме того, при оценке перспектив рынка складской недвижимости следует
учитывать государственные планы по развитию транспортной инфраструктуры и
стабильный рост спроса на мультимодальные перевозки на базе крупных
логистических узлов.

Таким образом, в ближайшей перспективе мы станем свидетелями постепенного
качественного развития транспортно-логистического рынка России, в стоимостном
же выражении рынок в 2014 г. покажет 3-5% рост. Совокупный объем складских
площадей к концу 2014 г. в МО и СЗФО увеличится на 10-14%, в других регионах —
на 7-12%, в 2015 году возможно замедление темпов роста до 7-10%, а далее,
начиная с 2016 года, прогнозируем 15-20% рост ежегодно.