Результаты двухлетнего железнодорожного эксперимента, проводимого бельгийцами,
заинтересовали руководство ж/д корпораций из стран Таможенного союза и Китая.

Целью эксперимента являлось позиционирование железнодорожной доставки
контейнеров с термочувствительными товарами (медикаменты, продукты питания,
электроника, нефтехимия) как надежной и экономичной альтернативы длительным
морским перевозкам, рискованным автоуслугам и дорогостоящему авиатранспорту.

Проект «Трансфарма Экспресс», ориентированный на обслуживание стран-участниц
экономического пояса «Нового Шелкового пути» с 2011 года мониторил перевозку
товаров по маршруту Чунцин — Антверпен и в обратном направлении. Эксперименты
проводились при участии Фламандского института логистики, фармацевтической
компании «Пфайзер», руководства морского торгового порта Антверпена и
Бельгийского таможенного управления.

Грузы доставлялись по железной дороге через Казахстан. Для перевозки
использовались специальные контейнеры с дизель-электрическими генераторами и
топливным баком на 800 л. В корпус каждого контейнера вмонтировано устройство
для контроля и отслеживания грузов в пути. Через специальное веб-приложение
отправители могли также отслеживать статус безопасности груза, местоположение,
текущие климатические условия и уровень расхода топлива охлаждающим элементом.

По словам представителей руководства торгового порта Антверпена, результаты
«весьма положительные» и «демонстрируют железную дорогу как надежную
альтернативу для грузоотправителей по сравнению с авто- морскими и
авиаперевозками».

Сейчас перед авторами идеи стоит задача преобразовать эти технологические и
операционные возможности в полноценную рентабельную бизнес-модель.

Грузоотправители на протяжении всего экономического пояса «Новый Шелковый
путь» проявили большой интерес к новому азиатско-европейскому железнодорожному
сервису. Национальные ж/д операторы России, Белоруссии, Казахстана и Китая
планируют совместно инвестировать в производство новых контейнеров и создание
компании продажи таких изделий.