Таможенный кодекс. Совершенствование законодательства ЕАЭС

С 1 июля 2010 года в Беларуси, России и Казахстане действует Таможенный кодекс
Таможенного союза. В договоре о Евразийском экономическом союзе, который
заработает с 1 января 2015 года, предусмотрено: до вступления в силу нового
кодекса таможенное регулирование в ЕАЭС будет осуществляться в соответствии с
Таможенным кодексом Таможенного союза и регулирующими соответствующие
правоотношения международными договорами и актами.

Зачем нужен новый кодекс?

Эксперты трех стран уже не раз отмечали, что действующий Таможенный кодекс ТС
несовершенен: слишком много отсылочных норм, позволяющих регулировать отдельные
вопросы на национальном уровне. Специалисты насчитали 211 таких положений.
Поскольку основная задача интеграционной «тройки» это унификация таможенного
законодательства, то перед разработчиками кодекса стоит задача до минимума
снизить количество отсылочных норм, поскольку полностью отказаться от них пока
не удается. Большинство таких отсылок связано с тем, что другие отрасли
законодательства трех государств (налоговое, валютное, административное,
банковское, законодательство об электронном документе) не унифицированы, а их
нормы важно соблюдать при таможенном регулировании. В связи с этим после
подписания ТК ЕАЭС всем трем государствам придется приводить свои национальные
таможенные законы в соответствие с новым наднациональным таможенным
законодательством ЕАЭС.

Сейчас в договорно-правовую базу ТС и ЕЭП наряду с Таможенным кодексом ТС
входят 30 международных договоров, девять из которых уже потеряли актуальность
и будут отменены с 1 января 2015 года. Нормы 16 международных договоров были
пересмотрены и в измененном виде включены в проект нового кодекса. В качестве
отдельных международных договоров теперь останутся только те, которые
затрагивают таможенные вопросы, но непосредственно не регулируют таможенные
правоотношения. Сейчас таких договоров пять. Среди них соглашения, касающиеся
работы объединенной коллегии таможенных служб государств — членов ТС,
деятельности представительств таможенных служб, соглашения, определяющие
особенности привлечения лиц к административной и уголовной ответственности, а
также оказания правовой помощи и взаимодействия таможенных органов государств —
членов Таможенного союза по уголовным делам и делам об административных
правонарушениях.

Учитывая все вышеизложенное, группа экспертов пришла к выводу, что вносить
изменения и дополнения в существующий кодекс нецелесообразно: слишком многое
нужно менять. Поэтому было принято решение создать новый кодекс. Документ
получился внушительный: только проект — это уже более 500 страниц текста.

Похожие записи