Белорусские дальнобойщики наращивают валютную выручку, но теряют рентабельность

Белорусские грузоперевозчики являются одними из весомых источников поступления
валютной выручки в страну. Однако в последнее время перевозчики столкнулись с
рядом проблем, которые ставят их деятельность на грань выживания. Об этом было
заявлено на пресс-конференции, посвященной общему собранию членов Белорусской
ассоциации международных автоперевозчиков (БАМАП).

Экспорт услуг автомобильного транспорта в 2013 году вырос на 11,6% и составил
1,133 млрд долларов, при этом доля грузового автотранспорта составила 97% —
1,103 млрд долларов. В результате деятельности международных перевозчиков в
балансе услуг Беларуси сформировано второе по объему — после трубопроводного
транспорта — положительное сальдо, которое составило 696 млн долларов (25%
положительного сальдо услуг Беларуси).

По данным таможенной статистики, в прошлом году белорусскими перевозчиками
выполнено 682 579 рейсов (плюс 15% к уровню 2012 года). Объем перевозок грузов
составил 10,6 млн тонн (плюс 16% к уровню 2012 года).

За 2013 год выручка от деятельности грузового международного автотранспорта
составила в эквиваленте 1,2 млрд долларов (рост на 22% к 2012 году).
Перевозчики выплатили в бюджет налогов и сборов на сумму более 1 трлн рублей.

Вместе с тем перевозчики жалуются на ряд сложностей в своей работе. В прошлом
году на дальнобойщиках сказался рост затрат. В частности, увеличились расходы
на топливо (на 25,7%), выросли дорожные сборы. Ситуация усугубляется высокой
стоимостью кредитных ресурсов, необходимостью уплаты утилизационного сбора и
госпошлины за допуск транспортных средств к участию в дорожном движении.

Еще одна весомая статья расходов – зарплаты водителей. Дело в том, что многие
из квалифицированных белорусов-водителей уехали на работу в Россию, Литву,
Польшу. Чтобы выдерживать конкуренцию, необходимо повышать планку зарплат
водителей. Данные обстоятельства негативно сказались на рентабельности работы
перевозчиков, которая сократилась почти в два раза — с 5,4% в 2012 году до 2,8%
в 2013 году.

Все это повлияло на темпы обновления компаниями своих парков, их
модернизацию. В 2013 году участниками рынка грузоперевозок приобретено 1484
седельных тягача и 1092 полуприцепа со сроком эксплуатации до трех лет, что
составляет 55% и 58,5% соответственно от уровня 2012 года. Автомобильный парк
белорусских предприятий составляет порядка 17 тысяч единиц транспорта.

Отразилась на белорусских перевозчиках и непростая ситуация в Украине.
Иностранные и белорусские дальнобойщики предпочитают объезжать Украину и
доставлять груз путем транзита по иным территориям, что увеличивает во многих
случаях логистику.