Новые правила госзакупок Казахстана

В настоящее время Казахстан является неотъемлемой частью Таможенного союза и
Единого экономического пространства Беларуси, России и Казахстана. Такое
положение дел подразумевает единые правила и механизмы проведения госзакупок,
что, конечно же, способствует увеличению товарооборота в связи с большим
доступом на рынок госзаказов данных стран. В данной связи рассмотрим механизмы
проведения госзакупок в Казахстане в разрезе недавно вступившего в силу нового
законодательства о госзакупках, а также уделим особое внимание вопросам участия
белорусских компаний в таких госзакупках.

Электронная торговая площадка

Единый Веб-портал государственных закупок Республики Казахстан —
goszakup.gov.kz. Данный сайт предоставляет единую точку доступа к элек-тронным
услугам в сфере государственных закупок Республики Казахстан и позволяет
осуществлять участие в государственных закупках с любого компьютера,
подключенного к сети Интернет.

На сайте представлена полноценная информационная поддержка для любой компании,
желающей принять участие в закупках. Данная поддержка включает в себя
инструкции по работе в системе, инструкции по использованию ЭЦП, ответы на
часто задаваемые вопросы, разъяснения по закупкам, а также техническую
поддержку в on-line режиме.

Возможности сайта постоянно увеличиваются и своевременно обновляются согласно
вводимым нормам законодательства. Недавним таким изменением стал доступ
Поставщика к функционалу ресурса по получению и добавлению в заявку на участие
электронных лицензий и электронных разрешительных документов, имеющихся в
информационной системе «Государственная база данных «Е-лицензирование». При
этом Организаторы при создании конкурса/аукциона могут использовать функционал
для выбора видов лицензий и разрешительных документов, необходимых для участия
в закупке.

Наиболее интересной может также стать возможность формирования «Аналитического
отчета по мониторингу закупочных цен». Данный отчет позволяет для определенного
наименования закупаемой продукции предоставить данные по закупленному
количеству, плановой цене, а также мини-мальной фактической цене, средней
фактической цене и максимальной фак-тической цене за единицу. Данные могут
предоставляться поквартально, а также в разрезе регионов.

Так, например, по обработанным данным закупок субъектов государ-ственных
закупок в 2014 г. по позиции «Ручка пластиковая гелевая (код
22.29.25.00.00.00.20.10.1)» отчет формирует следующие данные:

— Минимальная фактическая цена за единицу, тенге — 28.8;

— Средняя фактическая цена за единицу, тенге — 95.06;

— Максимальная фактическая цена за единицу, тенге – 430.08.

Довольно интересный инструмент!

Законодательство

С 29 января 2014 года в Республике Казахстан введено в действие новое
законодательство в области государственных закупок — Закон Республики Казахстан
№ 161-V от 14.01.2014 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые
законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственных закупок»
(далее – Закон).

Данный Закон внес значительные коррективы в механизмы проведения закупок,
наиболее интересные из которых мы коротко далее и рассмотрим.

Первым изменением стало исключение понятия «местного содержания» и поддержки
отечественного производителя. Если ранее участник получал условную скидку в
размере 0,1 % от стоимости товара за каждый 1% Казахстанского содержания, что
эквивалентно 10% такой условной скидки для полноценных отечественных участников
закупок, то сейчас все участники находятся в равных условиях. Данные изменения
были внесены согласно имеющимся договоренностям по отмене любых льгот и
введению равных условий для поставщиков и производителей стран-участниц
Таможенного союза.

Для белорусских компаний это означает равные условия с компаниями Казахстана,
что повышает их ценовую конкурентоспособность.

Однако в Казахстане действует Постановление Правительства РК № 1353 от
29.12.2007 г. «Об определении мер государственной поддержки категорий
отечественных потенциальных поставщиков», предусматривающее закупки только
среди отечественных товаропроизводителей и отечественных поставщиков работ,
услуг приведенной в данном документе номенклатуры товаров (работ, услуг). При
этом такие закупки на веб-портале идут с соответствующим уточнением.

Следующим изменением является введение возможности заключения электронного
договора при проведении госзакупок. Использование элек-тронного договора не
является обязательным, по крайней мере в 2014 году, однако в дальнейшем, при
стабильной работе такого механизма, будет рассмотрен вопрос об обязательности
заключения электронных договоров. При этом согласование и хранение такого
электронного договора будет осуществляться на официальном Веб-портале
государственных закупок Республики Казахстан.

Такая мера будет способствовать унификации процесса заключения договора,
пройдя однажды который любая белорусская компания в дальнейшем не будет
испытывать значительных сложностей.

Еще одним нововведением стало увеличение срока предъявления иска в суд о
признании потенциального поставщика недобросовестным участником государственных
закупок до 30 календарных дней. Если ранее данный срок составлял 10 дней, что в
значительной части случаев не было достаточным сроком для предъявления иска, и
многие поставщики нарушали свои обязательства и не были наказаны согласно
законодательству, то в настоящее время данный срок является достаточным, что
является хорошим стимулом всем поставщикам, в т. ч. и из Беларуси, выполнять
все свои обязательства вовремя.

Законом предусмотрена также обязательная закупка 15% товаров, работ, услуг у
субъектов малого и среднего бизнеса, что открывает большие возможности малому и
среднему бизнесу Беларуси.

Также введен термин «Лучшая техническая спецификация» — техническая
спецификация, содержащая описание закупаемых товаров (услуг), необходимых для
заказчика, которые по своим характеристикам превосходят технические и
качественные характеристики, заявленные заказчиком.

Лучшая техническая спецификация определяется Заказчиком при проведении
конкурса на основании оценки функциональных, технических, качественных и
эксплуатационных характеристик предлагаемых товаров, услуг и указывается в
протоколе о допуске к участию в конкурсе.

При осуществлении государственных закупок товаров и услуг потенциальный
поставщик, допущенный к участию в конкурсе (признанный участником конкурса), не
позднее трех рабочих дней с момента опубликования протокола о допуске к участию
в конкурсе представляет на веб-портал государственных закупок конкурсное
ценовое предложение к одной из технических спецификаций, предусмотренной в
протоколе предварительного допуска.

Потенциальный поставщик, допущенный к участию в конкурсе (признанный
участником конкурса), техническая спецификация которого не определена лучшей,
вправе не представлять конкурсное ценовое предложение.

В установленный протоколом о допуске к участию в конкурсе день и время
веб-порталом государственных закупок производится автоматическая оценка не
отклоненных конкурсных ценовых предложений посредством применения к ним
соответствующего относительного значения критериев, указанных в протоколе о
допуске к участию в конкурсе, и рассчитывается условная цена каждого участника
конкурса.

Веб-портал государственных закупок автоматически сопоставляет условные цены
участников конкурса и определяет победителя конкурса на основе наименьшей
условной цены.

Таким образом, до подачи ценовой части предложения производится оценка
квалификационных данных участников, после чего формируется протокол о допуске к
участию в конкурсе с указанием технических спецификаций, и участники
предоставляют ценовую часть.

Полный перечень используемых процедур закупок доступен для ознакомления
непосредственно в Законе, а также в соответствующих инструкциях на едином
Веб-портале государственных закупок Казахстана.

Электронная цифровая подпись

Одним из главных атрибутов участия в закупках в электронной форме является
электронная цифровая подпись. В настоящее время единым центром по
аутентификации и выдаче электронной цифровой подписи для физических и
юридических лиц является Национальный удостоверяющий центр Республики Казахстан
(http://pki.gov.kz). Данный центр производит выдачу ЭЦП как для резидентов
Казахстана, так и для нерезидентов.

Полный порядок выдачи ЭЦП для нерезидентов доступен в соответ-ствующем разделе
сайта. А наиболее важным вопросом для компаний из Беларуси является возможность
использования белорусских ЭЦП при участии в госзакупках Казахстана.

Основным документом по данному вопросу в настоящее время является Решение
Коллегии ЕЭК от 17 декабря 2013 г. № 302 «Об утверждении плана мероприятий по
вопросу взаимного признания электронной цифровой подписи, изготовленной в
соответствии с законодательством одного государства – члена Таможенного союза и
Единого экономического пространства (Республики Беларусь, Республики Казахстан
или Российской Федерации), другим государством – членом Таможенного союза и
Единого экономического пространства (Республикой Беларусь, Республикой
Казахстан или Российской Федерацией) в целях исполнения Соглашения о
государственных (му-ниципальных) закупках от 9 декабря 2010 года». Данное
решение принято во исполнение Решения Совета ЕЭК от 24 августа 2012 г. № 70 о
взаимном признании электронной цифровой подписи государств – членов Таможенного
союза и Единого экономического пространства.

Согласно данному документу государства – члены Таможенного союза и Единого
экономического пространства должны были в феврале 2014 г. произвести доработку
и тестирование программного обеспечения электронных торговых площадок на
возможность работы с ЭЦП иных стран.

Как пояснили специалисты Национального удостоверяющего центра Республики
Казахстан, согласно данному документу необходимая техническая интеграция со
стороны Республики Казахстан была произведена в полном объеме. При этом было
произведено тестирование использования ЭЦП Беларуси и России на площадке
госзакупок Казахстана и была произведена отладка данного процесса.

Со стороны Республики Беларусь в Национальном центре маркетинга и конъюнктуры
цен пояснили, что данная работа ведется, но в настоящее время она не завершена.

Хотя данный процесс затягивается, он однозначно приведет еще к большей
доступности рынка госзаказов Казахстана для компаний из Беларуси. После
завершения всех доработок и тестирования мы получим возможность использовать
белорусские ЭЦП при участии в госзакупках как Республики Казахстан, так и
Российской Федерации. При этом данное нововведение позволит как сэкономить
время, которое было бы потрачено на получение ЭЦП Казахстана, так и приведет к
еще большей унификации процесса электронного документооборота.

Рынки госзаказов Республики Казахстан и Российской Федерации становятся
доступными, как никогда ранее. И это нужно начать использовать с самого начала,
т. к. в эпоху глобальной конкуренции со временем на данные рынки будут
приходить все больше поставщиков стран-нерезидентов и отличным стратегическим
решением белорусских компаний будет решение найти свою нишу на рынках данных
стран, пока они еще не были заняты конкурентами.

http://www.profmedia.by/

Похожие записи