Валютное регулирование и валютный контроль внешнеторговых операций

При согласовании условий оплаты экспортных поставок российским компаниям
обязательно необходимо учитывать требования действующего законодательства о
валютном регулировании и валютном контроле. Нарушение или несоблюдение
требований валютного законодательства может привести к серьезным последствиям в
виде штрафов или даже уголовного наказания.

Основные направления валютной политики изложены в ряде законодательных актов и
инструктивных материалов, важнейшим из которых является закон РФ «О валютном
регулировании и валютном контроле» № 3615-1 от 9 октября 1992 г. с изменениями
и дополнения к нему от 5 июля 1999 г. и от 10 декабря 2003 № 173-ФЗ.

В этом акте определены основные принципы осуществления валютных операций,
права и обязанности резидентов и нерезидентов.

Физические и юридические лица, как отечественные, так и иностранные,
принимающие участие в валютных операциях в Российской Федерации, делятся на
резидентов и нерезидентов.

Резидентами являются:

* Физические лица, постоянно проживающие в России, в том числе временно
находящиеся за границей;
* Юридические лица, созданные в соответствии с российскими законами, с
местонахождением на территории России;
* Дипломатические и иные официальные представительства России за ее пределами
и др.
Нерезидентами считаются:

* Физические лица, постоянно проживающие за границей, в том числе временно
находящиеся в России;
* Юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных
государств, с местонахождением за пределами России;
* Находящиеся в России иностранные дипломатические и иные официальные
представительства, а также международные организации и др.
Расчеты между резидентами в рублях осуществляются без ограничений. На
территории России расчеты между юридическими лицами-резидентами и юридическими
лицами-нерезидентами могут производиться как в свободно конвертируемых валютах,
так и в российских рублях, но в порядке, устанавливаемом Банком России.

Резиденты имеют право покупать (и продавать) иностранную валюту на внутреннем
валютном рынке России в порядке и на цели, определяемые Банком России. Покупка
и продажа производится через уполномоченные банки, т.е. коммерческие банки,
получившие лицензию от Банка России на совершение валютных операций. Указанные
банки совершают валютные сделки между собой непосредственно или через валютные
биржи. Покупка и продажа иностранной валюты, минуя эти банки, не допускаются.
Вывоз и пересылка из России иностранной валюты и рублей, а также внутренних и
внешних ценных бумаг, как и их ввоз и пересылка в страну, регулируются
государством.

Система валютного регулирования и валютного контроля постоянно
совершенствуется и упрощается. Так, 18 июня 2004 года вступил в силу
Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном
контроле». Новый закон является важным шагом на пути либерализации валютного
регулирования в России. Ниже приводится краткий обзор основных изменений в
сфере валютного регулирования, которые нашли свое отражение в новом законе.

Валютные операции

Введение нового закона отменяет необходимость получения разрешений на
проведение валютных операций. Установлен исчерпывающий перечень валютных
операций движений капитала, осуществление которых может быть ограничено:

* приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу
резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование
валютных ценностей в качестве средства платежа;

* приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и
отчуждение резидентом в пользу нерезидента, либо нерезидентом в пользу
резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных
бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты
Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

* приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу
нерезидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных
бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты
Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

* ввоз на таможенную территорию Российской Федерации и вывоз с таможенной
территории Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации
и внутренних ценных бумаг;

* перевод иностранной валюты, валюты Российской Федерации, внутренних и
внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории Российской
Федерации, на счет того же лица, открытый на территории Российской Федерации, и
со счета, открытого на территории Российской Федерации, на счет того же лица,
открытый за пределами территории Российской Федерации;

* перевод нерезидентом валюты Российской Федерации, внутренних и внешних
ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории Российской
Федерации, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории
Российской Федерации.

Правительство РФ и Центробанк имеют право вводить ограничения в целях
предотвращения сокращения золотовалютных резервов, предотвращения резких
колебаний курса валюты РФ для поддержания устойчивости платежного баланса РФ.

К ограничениям операций относятся:

* требование о резервировании части суммы проводимой валютной операции,

* установление режима счета,

* требование об открытии счета в уполномоченном банке,

* требование предварительной регистрации для открытия счета в зарубежном
банке.

В настоящее время эти ограничения уже не действуют, так как срок применения
Правительством РФ и Центробанком указанных ограничений завершился 1 января 2007
года. Срок согласования Правительством и Банком России введения каких-либо
ограничительных мер сокращен с 15 до 7 дней.

Открытие счетов резидентами

В соответствии с законом, резиденты могут без ограничений открывать счета в
иностранной валюте в банках на территории иностранных государств, являющихся
членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы
разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). Открытие счетов в
других странах до 1 января 2007 г. требовало прохождения процедуры
предварительной регистрации в налоговых органах по месту нахождения резидента.

В настоящее время нет никаких ограничений на открытие счетов резидентов в
зарубежных банках. При открытии/закрытии счетов в зарубежных банках резиденты
обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии/закрытии
таких счетов не позднее месяца со дня заключения договора об открытии/закрытии
этих счетов, по форме, утвержденной Министерством по налогам и сборам.

Порядок открытия и режим счетов нерезидентов в иностранной валюте и валюте РФ
в уполномоченных банках устанавливает ЦБ РФ.

Репатриация и обязательная продажа валютной выручки

При осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты обязаны в сроки,
предусмотренные внешнеторговыми контрактами, обеспечить:

* Получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках
иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в
соответствии с условиями указанных контрактов за переданные нерезидентам
товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им
информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе
исключительные права на них;
* Возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за
неввезенные в Российскую Федерацию (неполученные на территории Российской
Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные
информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе
исключительные права на них.
Однако из этого правила сделано важное исключение. Так, репатриации не
требуется при зачислении валютной выручки на счета юридических лиц — резидентов
или третьих лиц в банках за пределами территории Российской Федерации в целях
исполнения обязательств юридических лиц — резидентов по кредитным договорам и
договорам займа, заключенным с резидентами государств — членов ОЭСР или ФАТФ на
срок свыше двух лет.

Обязательная продажа валютной выручки осуществляется в размере 30% суммы
валютной выручки, если иной размер не установлен ЦБ (но не выше 30% суммы
валютной выручки). Законом определено (ст. 3), что включает в себя валютная
выручка, подлежащая обязательной продаже — поступления иностранной валюты,
причитающиеся резидентам от нерезидентов по заключенным сделкам,
предусматривающим передачу товаров, выполнение работ, оказание услуг, передачу
информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе
исключительных прав на них.

Также в законе приведены исключения из этого определения.

Вместе с тем требование об обязательной продаже валютной выручки носило
временный характер, так как статья 21, устанавливающая обязательную продажу
части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации,
утратила силу с 1 января 2007 года.

Органы валютного контроля и агенты валютного контроля

Закон определяет в качестве органов валютного контроля Центральный банк РФ и
федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ. В
соответствии сПостановлением Правительства № 198 «Вопросы Федеральной службы
финансово-бюджетного надзора», Федеральная служба финансово-бюджетного надзора
(Росфиннадзор) является федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а
также функции органа валютного контроля. Росфиннадзор находится в ведении
Министерства финансов Российской Федерации.

Агенты валютного контроля — уполномоченные банки, подотчетные ЦБ, таможенные и
налоговые органы, а также не являющиеся уполномоченными банками,
профессиональные участники рынка ценных бумаг.

Основными функциями органов и агентов валютного контроля являются:

* осуществление в пределах своей компетенции контроля за соответствием
проводимых в РФ резидентами и нерезидентами валютных операций законодательству
РФ, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими требований актов
органов валютного регулирования и валютного контроля;

* организация с участием агентов валютного контроля, правоохранительных,
контролирующих и иных федеральных органов исполнительной власти проверок
полноты и правильности учета и отчетности по валютным операциям, а также по
операциям нерезидентов, осуществляемым в валюте РФ;

* запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с
проведением валютных операций, открытием и ведением счетов.

Кроме того органы валютного контроля имеют право:

* выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного
законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;

* применять установленные законодательством РФ меры ответственности за
нарушение актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного
регулирования.

Для реализации положений нового закона Центральный банк РФ принял ряд новых
нормативных актов. В настоящее время действует Инструкция Банка России № 117-И
от 15 июня 2004 г. «О порядке представления резидентами и нерезидентами
уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных
операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления
паспортов сделок». В соответствии с этой Инструкцией валютный контроль
начинается с момента подписания российским участником ВЭД в обслуживающем его
коммерческом банке паспорта сделки (ПС), в котором указываются основные данные
контракта (реквизит участника ВЭД и иностранного контрагента, сумма сделки,
валюта цены и платежа, форма расчетов и др.). Один экземпляр ПС возвращается
коммерческим банком участнику ВЭД и предъявляется последним таможенному органу
при оформлении товара. Данные, содержащиеся в ПС, сверяются с информацией,
указанной в грузовой таможенной декларации и других представленных документах.
После завершения таможенного оформления участник ВЭД в течение 15 дней после
выпуска товара в процедуре экспорта или импорта должен представить в
уполномоченный банк пакет документов подтверждающих, факт ввоза товаров на
таможенную территорию Российской Федерации или вывоза товаров с таможенной
территории Российской Федерации, а также выполнения работ, оказания услуг,
передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе
исключительных прав на них.

Порядок, сроки и перечень необходимых документов определен Положением ЦБ РФ от
01.06.2004 N 258-П «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам
подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных
операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления
уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций».

Таким образом, действующая в настоящее время система валютного контроля
заключается в контроле уполномоченными банками сроков возврата валютной выручки
при экспорте, или возврате авансовых платежей по не ввезенным на таможенную
территорию товарам, по которым были осуществлены авансовые платежи, — при
импорте. Кроме того контролю подлежат полнота и своевременность предоставления
в уполномоченные банки документов и сведений, связанных с проведением валютных
операций. Ниже приведена схема контроля внешнеторговых сделок.

Рисунок 1. Схема контроля внешнеторговых сделок


Отмена старых и принятие новых инструкций ослабила позиции таможенных органов
в плане валютного контроля и нарушила сложившиеся механизмы и формы обмена
информацией между таможенными органами и уполномоченными банками. Так, в
частности, в настоящее время уполномоченные банки уже не передают в таможенные
органы информацию об открытых паспортах сделок и о поступивших или
произведенных платежах, а самостоятельно осуществляют контроль за соблюдением
участниками ВЭД сроков поступления валютной выручки при экспорте товаров и
ввоза импортируемых товаров. Все это свидетельствует об усилении роли банков в
сфере валютного контроля. Однако и таможенные органы, как агенты валютного
контроля, не собираются отказываться от возложенных на них задач и функций в
области валютного контроля, хотя эти функции и не свойственны таким органам по
самой их природе.

Согласно пункту 10 статьи 12 Закона «О таможенном регулировании в Российской
Федерации» функцией таможенных органов является контроль за валютными
операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу
Таможенного союза, а также с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом
из Российской Федерации.

Валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров через таможенную
границу, заключается в проверке таможенными органами соблюдения сроков
перечисления валютной выручки на счета в уполномоченные банки, подписавшие
паспорта сделки по соответствующим внешнеторговым контрактам. Такая же задача
возложена и на уполномоченные банки. То есть на лицо явное дублирование
контролирующих функций.

Кроме того в соответствии с действующим законодательством РФ на таможенные
органы возложен контроль за:

* полнотой и своевременностью поступления валютной выручки от экспорта
товаров;
* обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары;
* эквивалентностью и соблюдением сроков встречных поставок при исполнении
внешнеторговых бартерных сделок;
* законностью операций неторгового характера — перемещение через таможенную
границу РФ валюты и валютных ценностей;
* соблюдением валютного законодательства при реализации других внешнеторговых
сделок, в пределах своей компетенции.
Основные направления валютного контроля, осуществляемого таможенными органами
изложены в Приказе от 17 ноября 2009 г. № 2075 «Об утверждении инструкции о
действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих для целей
валютного контроля проверку документов, представленных для таможенного
оформления товаров, и сведений, заявленных в таможенной декларации»

В соответствии с этим приказом подлежат проверке следующие сведения,
заявленные для целей валютного контроля в декларации на товары (ДТ):

* О российском лице, заключившем соответствующий внешнеэкономический договор
(сделку), либо о лице, перемещающем товар через таможенную границу Российской
Федерации, без заключения соответствующих договоров или в рамках односторонних
внешнеэкономических сделок (графа 9 ДТ);
* Код валюты (левый подраздел графы 22 ДТ);
* Стоимость товарной партии, подлежащая оплате в соответствии с условиями
договора, либо компенсации в виде встречных представлений товаров, работ,
услуг, результатов интеллектуальной деятельности (правый подраздел графы 22 ДТ);
* Сведения о номере паспорта сделки/паспорта бартерной сделки или номере ДТ,
в которой заявлялся номер соответствующего паспорта сделки, если в отношении
декларируемых товаров изменяется предшествующий таможенный режим, либо ИНН
соответствующей кредитной организации, через счета в которой осуществляются
расчеты по договору (графа 28 ДТ, сведения в верхней строке под номером 1);
* Код формы расчетов и особенностей внешнеэкономической сделки (договора),
коды характера сделки с декларируемыми товарами и особенностей расчетов за
декларируемые товары и код клиринговой валюты (графа 28 ДТ, сведения в нижней
строке под номером 2);
* Цена товара (графа 42 ДТ для ввозимых (ввезенных) товаров и/или выпущенных
для свободного обращения, для вывозимых товаров);
* Реквизиты внешнеэкономического договора и иных документов, составленных при
совершении сделки, а в случае совершения односторонней внешнеэкономической
сделки — иных документов, выражающих содержание таких сделок (графа 44 ДТ,
сведения под номером 4).
В последнее время внесено целый ряд поправок в Закон № 173-ФЗ «О валютном
регулировании и валютном контроле», направленных на существенное ужесточение
режима валютного контроля при частичной либерализации его для некрупных
операций.

В первую очередь это связано с возрождением системы взаимного обмена
банков-агентов валютного контроля, Центрального Банка, Росфиннадзора, ФТС, ФНС
электронными документами о паспортах внешнеторговых сделок, описывающих
экспортно-импортные контракты, и проведенными в оплату этих контрактов
платежами.

С 1 января 2013 года таможенные органы обязаны будут передавать в электронном
виде информацию о зарегистрированных таможенными органами декларациях на
товары, Центральному Банку и уполномоченным банкам не позднее трех рабочих дней
со дня, следующего за датой выпуска товаров таможенными органами РФ.

Во вторых, поправки требуют от участвующих в экспортно-импортных сделках
резидентов РФ обязательно указывать ожидаемые максимальные контрактные сроки
возврата валютной выручки и максимальные сроки исполнения нерезидентами своих
обязательств по передаче товаров, работ, услуг по авансовым платежам.
Устанавливаются общие требования к паспорту внешнеторговой сделки, права ЦБ на
регулирование отчетности, расширяются полномочия агентов валютного контроля.


«

Похожие записи