При согласовании условий оплаты экспортных поставок российским компаниям
обязательно необходимо учитывать требования действующего законодательства о
валютном регулировании и валютном контроле.
Нарушение или несоблюдение
требований валютного законодательства может привести к серьезным последствиям в
виде штрафов или даже уголовного наказания.
Основные направления валютной политики изложены в ряде законодательных актов и
инструктивных материалов, важнейшим из которых является закон РФ «О валютном
регулировании и валютном контроле» № 3615-1 от 9 октября 1992 г. с изменениями
и дополнения к нему от 5 июля 1999 г. и от 10 декабря 2003 № 173-ФЗ.
В этом акте определены основные принципы осуществления валютных операций,
права и обязанности резидентов и нерезидентов.
Физические и юридические лица, как отечественные, так и иностранные,
принимающие участие в валютных операциях в Российской Федерации, делятся на
резидентов и нерезидентов.
Резидентами являются:
* Физические лица, постоянно проживающие в России, в том числе временно
находящиеся за границей;
* Юридические лица, созданные в соответствии с российскими законами, с
местонахождением на территории России;
* Дипломатические и иные официальные представительства России за ее пределами
и др.
Нерезидентами считаются:
* Физические лица, постоянно проживающие за границей, в том числе временно
находящиеся в России;
* Юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных
государств, с местонахождением за пределами России;
* Находящиеся в России иностранные дипломатические и иные официальные
представительства, а также международные организации и др.
Расчеты между резидентами в рублях осуществляются без ограничений. На
территории России расчеты между юридическими лицами-резидентами и юридическими
лицами-нерезидентами могут производиться как в свободно конвертируемых валютах,
так и в российских рублях, но в порядке, устанавливаемом Банком России.
Резиденты имеют право покупать (и продавать) иностранную валюту на внутреннем
валютном рынке России в порядке и на цели, определяемые Банком России. Покупка
и продажа производится через уполномоченные банки, т. е. коммерческие банки,
получившие лицензию от Банка России на совершение валютных операций. Указанные
банки совершают валютные сделки между собой непосредственно или через валютные
биржи. Покупка и продажа иностранной валюты, минуя эти банки, не допускаются.
Вывоз и пересылка из России иностранной валюты и рублей, а также внутренних и
внешних ценных бумаг, как и их ввоз и пересылка в страну, регулируются
государством.
Система валютного регулирования и валютного контроля постоянно
совершенствуется и упрощается. Так, 18 июня 2004 года вступил в силу
Федеральный закон от 10. 12. 2003 № 173-ФЗ “О валютном регулировании и валютном
контроле”. Новый закон является важным шагом на пути либерализации валютного
регулирования в России. Ниже приводится краткий обзор основных изменений в
сфере валютного регулирования, которые нашли свое отражение в новом законе.
Валютные операции
Введение нового закона отменяет необходимость получения разрешений на
проведение валютных операций. Установлен исчерпывающий перечень валютных
операций движений капитала, осуществление которых может быть ограничено:
* приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу
резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование
валютных ценностей в качестве средства платежа;
* приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и
отчуждение резидентом в пользу нерезидента, либо нерезидентом в пользу
резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных
бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты
Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;
* приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу
нерезидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных
бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты
Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;
* ввоз на таможенную территорию Российской Федерации и вывоз с таможенной
территории Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации
и внутренних ценных бумаг;
* перевод иностранной валюты, валюты Российской Федерации, внутренних и
внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории Российской
Федерации, на счет того же лица, открытый на территории Российской Федерации, и
со счета, открытого на территории Российской Федерации, на счет того же лица,
открытый за пределами территории Российской Федерации;
* перевод нерезидентом валюты Российской Федерации, внутренних и внешних
ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории Российской
Федерации, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории
Российской Федерации.
Правительство РФ и Центробанк имеют право вводить ограничения в целях
предотвращения сокращения золотовалютных резервов, предотвращения резких
колебаний курса валюты РФ для поддержания устойчивости платежного баланса РФ.
К ограничениям операций относятся:
* требование о резервировании части суммы проводимой валютной операции,
* установление режима счета,
* требование об открытии счета в уполномоченном банке,
* требование предварительной регистрации для открытия счета в зарубежном
банке.
В настоящее время эти ограничения уже не действуют, так как срок применения
Правительством РФ и Центробанком указанных ограничений завершился 1 января 2007
года. Срок согласования Правительством и Банком России введения каких-либо
ограничительных мер сокращен с 15 до 7 дней.
Открытие счетов резидентами
В соответствии с законом, резиденты могут без ограничений открывать счета в
иностранной валюте в банках на территории иностранных государств, являющихся
членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы
разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). Открытие счетов в
других странах до 1 января 2007 г. требовало прохождения процедуры
предварительной регистрации в налоговых органах по месту нахождения резидента.
В настоящее время нет никаких ограничений на открытие счетов резидентов в
зарубежных банках. При открытии/закрытии счетов в зарубежных банках резиденты
обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии/закрытии
таких счетов не позднее месяца со дня заключения договора об открытии/закрытии
этих счетов, по форме, утвержденной Министерством по налогам и сборам.
Порядок открытия и режим счетов нерезидентов в иностранной валюте и валюте РФ
в уполномоченных банках устанавливает ЦБ РФ.
Репатриация и обязательная продажа валютной выручки
При осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты обязаны в сроки,
предусмотренные внешнеторговыми контрактами, обеспечить:
* Получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках
иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в
соответствии с условиями указанных контрактов за переданные нерезидентам
товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им
информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе
исключительные права на них;
* Возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за
неввезенные в Российскую Федерацию (неполученные на территории Российской
Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные
информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе
исключительные права на них.
Однако из этого правила сделано важное исключение. Так, репатриации не
требуется при зачислении валютной выручки на счета юридических лиц – резидентов
или третьих лиц в банках за пределами территории Российской Федерации в целях
исполнения обязательств юридических лиц – резидентов по кредитным договорам и
договорам займа, заключенным с резидентами государств – членов ОЭСР или ФАТФ на
срок свыше двух лет.
Обязательная продажа валютной выручки осуществляется в размере 30% суммы
валютной выручки, если иной размер не установлен ЦБ (но не выше 30% суммы
валютной выручки). Законом определено (ст. 3), что включает в себя валютная
выручка, подлежащая обязательной продаже – поступления иностранной валюты,
причитающиеся резидентам от нерезидентов по заключенным сделкам,
предусматривающим передачу товаров, выполнение работ, оказание услуг, передачу
информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе
исключительных прав на них.
Также в законе приведены исключения из этого определения.
Вместе с тем требование об обязательной продаже валютной выручки носило
временный характер, так как статья 21, устанавливающая обязательную продажу
части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации,
утратила силу с 1 января 2007 года.
Органы валютного контроля и агенты валютного контроля
Закон определяет в качестве органов валютного контроля Центральный банк РФ и
федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ. В
соответствии сПостановлением Правительства № 198 “Вопросы Федеральной службы
финансово-бюджетного надзора”, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора
(Росфиннадзор) является федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а
также функции органа валютного контроля. Росфиннадзор находится в ведении
Министерства финансов Российской Федерации.
Агенты валютного контроля – уполномоченные банки, подотчетные ЦБ, таможенные и
налоговые органы, а также не являющиеся уполномоченными банками,
профессиональные участники рынка ценных бумаг.
Основными функциями органов и агентов валютного контроля являются:
* осуществление в пределах своей компетенции контроля за соответствием
проводимых в РФ резидентами и нерезидентами валютных операций законодательству
РФ, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими требований актов
органов валютного регулирования и валютного контроля;
* организация с участием агентов валютного контроля, правоохранительных,
контролирующих и иных федеральных органов исполнительной власти проверок
полноты и правильности учета и отчетности по валютным операциям, а также по
операциям нерезидентов, осуществляемым в валюте РФ;
* запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с
проведением валютных операций, открытием и ведением счетов.
Кроме того органы валютного контроля имеют право:
* выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного
законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;
* применять установленные законодательством РФ меры ответственности за
нарушение актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного
регулирования.
Для реализации положений нового закона Центральный банк РФ принял ряд новых
нормативных актов. В настоящее время действует Инструкция Банка России № 117-И
от 15 июня 2004 г. «О порядке представления резидентами и нерезидентами
уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных
операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления
паспортов сделок». В соответствии с этой Инструкцией валютный контроль
начинается с момента подписания российским участником ВЭД в обслуживающем его
коммерческом банке паспорта сделки (ПС), в котором указываются основные данные
контракта (реквизит участника ВЭД и иностранного контрагента, сумма сделки,
валюта цены и платежа, форма расчетов и др. ). Один экземпляр ПС возвращается
коммерческим банком участнику ВЭД и предъявляется последним таможенному органу
при оформлении товара. Данные, содержащиеся в ПС, сверяются с информацией,
указанной в грузовой таможенной декларации и других представленных документах.
После завершения таможенного оформления участник ВЭД в течение 15 дней после
выпуска товара в процедуре экспорта или импорта должен представить в
уполномоченный банк пакет документов подтверждающих, факт ввоза товаров на
таможенную территорию Российской Федерации или вывоза товаров с таможенной
территории Российской Федерации, а также выполнения работ, оказания услуг,
передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе
исключительных прав на них.
Порядок, сроки и перечень необходимых документов определен Положением ЦБ РФ от
01. 06. 2004 N 258-П “О порядке представления резидентами уполномоченным банкам
подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных
операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления
уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций”.
Таким образом, действующая в настоящее время система валютного контроля
заключается в контроле уполномоченными банками сроков возврата валютной выручки
при экспорте, или возврате авансовых платежей по не ввезенным на таможенную
территорию товарам, по которым были осуществлены авансовые платежи, – при
импорте. Кроме того контролю подлежат полнота и своевременность предоставления
в уполномоченные банки документов и сведений, связанных с проведением валютных
операций. Ниже приведена схема контроля внешнеторговых сделок.
Рисунок 1. Схема контроля внешнеторговых сделок
Отмена старых и принятие новых инструкций ослабила позиции таможенных органов
в плане валютного контроля и нарушила сложившиеся механизмы и формы обмена
информацией между таможенными органами и уполномоченными банками. Так, в
частности, в настоящее время уполномоченные банки уже не передают в таможенные
органы информацию об открытых паспортах сделок и о поступивших или
произведенных платежах, а самостоятельно осуществляют контроль за соблюдением
участниками ВЭД сроков поступления валютной выручки при экспорте товаров и
ввоза импортируемых товаров. Все это свидетельствует об усилении роли банков в
сфере валютного контроля. Однако и таможенные органы, как агенты валютного
контроля, не собираются отказываться от возложенных на них задач и функций в
области валютного контроля, хотя эти функции и не свойственны таким органам по
самой их природе.
Согласно пункту 10 статьи 12 Закона «О таможенном регулировании в Российской
Федерации» функцией таможенных органов является контроль за валютными
операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу
Таможенного союза, а также с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом
из Российской Федерации.
Валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров через таможенную
границу, заключается в проверке таможенными органами соблюдения сроков
перечисления валютной выручки на счета в уполномоченные банки, подписавшие
паспорта сделки по соответствующим внешнеторговым контрактам. Такая же задача
возложена и на уполномоченные банки. То есть на лицо явное дублирование
контролирующих функций.
Кроме того в соответствии с действующим законодательством РФ на таможенные
органы возложен контроль за:
* полнотой и своевременностью поступления валютной выручки от экспорта
товаров;
* обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары;
* эквивалентностью и соблюдением сроков встречных поставок при исполнении
внешнеторговых бартерных сделок;
* законностью операций неторгового характера – перемещение через таможенную
границу РФ валюты и валютных ценностей;
* соблюдением валютного законодательства при реализации других внешнеторговых
сделок, в пределах своей компетенции.
Основные направления валютного контроля, осуществляемого таможенными органами
изложены в Приказе от 17 ноября 2009 г. № 2075 «Об утверждении инструкции о
действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих для целей
валютного контроля проверку документов, представленных для таможенного
оформления товаров, и сведений, заявленных в таможенной декларации»
В соответствии с этим приказом подлежат проверке следующие сведения,
заявленные для целей валютного контроля в декларации на товары (ДТ):
* О российском лице, заключившем соответствующий внешнеэкономический договор
(сделку), либо о лице, перемещающем товар через таможенную границу Российской
Федерации, без заключения соответствующих договоров или в рамках односторонних
внешнеэкономических сделок (графа 9 ДТ);
* Код валюты (левый подраздел графы 22 ДТ);
* Стоимость товарной партии, подлежащая оплате в соответствии с условиями
договора, либо компенсации в виде встречных представлений товаров, работ,
услуг, результатов интеллектуальной деятельности (правый подраздел графы 22 ДТ);
* Сведения о номере паспорта сделки/паспорта бартерной сделки или номере ДТ,
в которой заявлялся номер соответствующего паспорта сделки, если в отношении
декларируемых товаров изменяется предшествующий таможенный режим, либо ИНН
соответствующей кредитной организации, через счета в которой осуществляются
расчеты по договору (графа 28 ДТ, сведения в верхней строке под номером 1);
* Код формы расчетов и особенностей внешнеэкономической сделки (договора),
коды характера сделки с декларируемыми товарами и особенностей расчетов за
декларируемые товары и код клиринговой валюты (графа 28 ДТ, сведения в нижней
строке под номером 2);
* Цена товара (графа 42 ДТ для ввозимых (ввезенных) товаров и/или выпущенных
для свободного обращения, для вывозимых товаров);
* Реквизиты внешнеэкономического договора и иных документов, составленных при
совершении сделки, а в случае совершения односторонней внешнеэкономической
сделки – иных документов, выражающих содержание таких сделок (графа 44 ДТ,
сведения под номером 4).
В последнее время внесено целый ряд поправок в Закон № 173-ФЗ “О валютном
регулировании и валютном контроле”, направленных на существенное ужесточение
режима валютного контроля при частичной либерализации его для некрупных
операций.
В первую очередь это связано с возрождением системы взаимного обмена
банков-агентов валютного контроля, Центрального Банка, Росфиннадзора, ФТС, ФНС
электронными документами о паспортах внешнеторговых сделок, описывающих
экспортно-импортные контракты, и проведенными в оплату этих контрактов
платежами.
С 1 января 2013 года таможенные органы обязаны будут передавать в электронном
виде информацию о зарегистрированных таможенными органами декларациях на
товары, Центральному Банку и уполномоченным банкам не позднее трех рабочих дней
со дня, следующего за датой выпуска товаров таможенными органами РФ.
Во вторых, поправки требуют от участвующих в экспортно-импортных сделках
резидентов РФ обязательно указывать ожидаемые максимальные контрактные сроки
возврата валютной выручки и максимальные сроки исполнения нерезидентами своих
обязательств по передаче товаров, работ, услуг по авансовым платежам.
Устанавливаются общие требования к паспорту внешнеторговой сделки, права ЦБ на
регулирование отчетности, расширяются полномочия агентов валютного контроля.