Логистика: учить пчел собирать мед

В данном случае мы легко можем решить задачу «курицы и яйца» и определить, что
первично, с исторической точки зрения. история логистики как науки насчитывает
тысячелетия.Приблизительно в 380‒325 годах до н.э. китайский стратег и
мыслитель сунь Цзы в своем знаменитом трактате «искусство войны» писал:«во
время войны государство беднеет от того,что войско выступит в поход и провиант
для вой -ска возят издалека». Но логистика как явлениезародилась вместе с
жизнью и окружает насповсюду. Наш организм занимается логистикой, доставляя
кислород к клеткам. Пчелы занимаются логистикой, собирая нектар и доставляяего
в улей. И в этом контексте прикладная логистика является фундаментальным
явлением,существующим независимо от науки. Разница между наукой логистикой и
прикладной логистикой примерно такая же, как разница междунаукой биологией и
живым организмом.

В настоящее время существует множество теоретических моделей, которые
предлагаютформулы для решения любой логистической задачи — и для выбора места
для склада, и дляуправления запасами, и для расчета количества персонала. в
ыпущены учебники и методички,в институтах появляются кафедры логистики. Даже в
Академии водного транспорта теперьготовят специалистов по направлению
«логистика, коммерция и внешнеэкономическая деятельность». Но двигает ли наука
вперед при-кладную логистику или она только описываетсуществующие процессы?

Ответ очевиден. За последние два десятилетия как в теоретической, так и в
прикладнойлогистике произошли значительные изменения. 20 лет назад в нашей
стране отсутствовала тео -ретическая логистика. При этом были склады,
осуществлялась доставка, и занимались этимзавхозы и завгары. Мы до сих пор
используем наследство прошлой эпохи в виде складов класса с — овощебаз и
ангаров. Они разительно отличаются от складов класса А — современных
логистических комплексов площадьюв сотни тысяч квадратных метров. От карточек и
гроссбухов мы пришли к WMS-системам. И качественный переход в прикладной логис
тике произошел на десятилетие раньше, чем всоответствующей науке. е му мы
обязаны практикам, которые опирались не на формулы и теории, а на опыт и
здравый смысл. и несмотряна все теоретические достижения, мы до сих пор
продолжаем использовать старые склады,до сих пор в некоторых случаях нам проще
применять учет по карточкам, а старый завхоз поддерживает складской запас даже
без помощи
компьютера — и в некоторых случаях это оказывается рациональнее по соотношению
цена/качество, чем современный склад.

Прикладная логистика непрерывно развивается. н о не за счет открытия учеными
новойформулы управления запасами или нового способа расчета скорости доставки.
Практическиеспециалисты логистики постоянно ищут способы сделать процессы более
быстрыми/точными/дешевыми за счет новых технологий и новых практических
подходов. Появляется новый,более экономичный транспорт — он включается в
работу. Появляются новые информационныетехнологии, способные облегчить учет и
сделать его более прозрачным, — они приходят на склады. Суть при этом не
меняется — логистикаидет от процесса. е сть процесс, есть человек, способный
оптимизировать процесс (организационно или за счет технологий), и есть теоретик,
который рассказывает, как все это работает.

Так что же тогда дает нам теория?

За время работы в отрасли мне встречались два типа специалистов. Первый тип —
это специалисты с богатыми теоретическими знаниями о том, «как должно быть»,
пытающиеся внедритьих в реальность, второй — специалисты, выросшие в среде
логистики (иногда с должностейначального уровня). некоторые из представителей
второго типа могли дать научное объяснениесвоему опыту. При этом проекты первых
специалистов реализовывались с трудом и зачастую приводили к провалам, а
проекты вторых работают и сейчас. в чем здесь секрет?

Дело в том, что наука дает точный ответ на вопросы, сколько нужно запаса,
людей, машин,площадей, но этот ответ она берет из описанного опыта ранее
осуществленного аналогичногопроекта или, что еще хуже, из усредненного опыта
нескольких ранее осуществленных проектов.Этот ответ может не иметь никакого
отношения квашей конкретной задаче. Средняя высота суши над поверхностью моря
не даст вам представления о горах. И , конечно, наука не знает ничего о таких
редких явлениях, как внезапно возникшиезатруднения. В отличие от практиков,
которыена уровне инстинкта понимают вероятность возникновения таких явлений и о
запасе прочности,который нужно иметь на всякий случай. Все больше работодателей
при поиске специалистов по логистике отдают предпочтение кандидатам с
профильным образованием. Нанаш взгляд, потенциально эта тенденция содержит в
себе опасность для бизнеса — хорошемуспециалисту с логистическим образованием
потребуется как минимум один раз наступитьна грабли, чтобы понять, что его
теоретическиезнания в виде «как есть» на практике применить затруднительно.

Мы считаем, что одна пчела лучше объяснит другой пчеле, как собирать мед, чем
это сделает доктор биологических наук, поэтому компания «РБ лоджистикс» в своей
кадровой политикеделает два основных акцента. в первую очередь мы ищем
талантливых специалистов среди сотрудников нашей компании и помогаем им
развиваться. А в случае, когда первый вариантневозможен, мы принимаем в нашу
компаниюсотрудников с опытом работы. Благодаря такой кадровой политике наша
компания представляетсобой сплоченный коллектив с опытом реализации
логистических задач любого уровня сложности.

Многие наши сотрудники обладают опытом работы в ведущих российских и
европейскихлогистических компаниях, что позволяет нам использовать в своей
работе лучшие мировыепрактики. и стабильный рост нашей компании подтверждает
правильность такого подхода. На протяжении 10 лет основным направлением
деятельности компании «РБ лоджистикс»является оказание полного комплекса логисти
ческих услуг, включая планирование и управление всей цепочкой поставок. Цель
работы компании — не просто удовлетворить потребности клиента в логистических
услугах, но и подготовить оптимальное комплексное решение с учетом специфики
конкретной компании.За время деятельности компании команда «РБ лоджистикс»
реализовала свыше 100 совместных проектов с клиентами разных отраслей бизнеса —
от продуктов питания до автозапчастей.

Василий Шебуков, www.logistika-prim.ru