II Ежегодное исследование современной логистической инфраструктуры в Республике Беларусь (часть 2)

Логистический центр «Прилесье». Управляющая компания ИООО «Логистический центр
«Прилесье» была зарегистрирована в 2007 г. Ее учредителем выступила иранская
строительная компания «Кейсон», которая и является инвестором данного проекта.
Строительство транспортно-логистического центра «Прилесье», запроектированного
на участке в 97 га расположенного в границах свободной экономической зоны
«Минск» (8 км от МКАД по могилевскому шоссе, Минский район) началось в декабре
2009 года.

Логистический центр «Прилесье» находится на пересечении крупных транспортных
артерий – М4/Е271 Минск – Могилев и М1/Е30 Брест – Минск – граница Российской
Федерации. Основными преимуществами являются близость к МКАД и Национальному
аэропорту Минск, возможность доставки всех грузов как по автомобильным
магистралям, так и по железной дороге, отдаленность объекта от густонаселенного
места, что позволит обеспечить круглосуточную работу складов (рис. 6).

Логистический центр «Прилесье» – это не просто крупный складской комплекс,
который не имеет по своему архитектурному облику и строительной концепции
аналогов в Европе, а настоящая логистическая столица с мощнейшей
инфраструктурой. Общая площадь складских помещений класса «А» составит более
200 тыс. м2. Они спроектированы по принципу универсальных модулей для
удовлетворения потребностей каждого покупателя или арендатора.

В октября 2013 г. состоялось открытие первой очереди складских помещений
логистического центра «Прилесье» включающую: три склада площадью по 11,6 тыс.
м2 каждый, инженерную инфраструктуру для всего складского комплекса,
внутриплощадочные дороги и транспортные развязки, зону парковки (рис. 7).

Приоритетными целями логистического центра «Прилесье» являются:

— обслуживание белорусского экспорта и импорта в границах Минской области и
республики в целом;

— обслуживание транзитных грузопотоков.

Технико-экономическая характеристика складской инфраструктуры логистического
центра «Прилесье» представлена втаблице 4.

В перспективе логистический центр «Прилесье» будет включать семь зон. Основная
– зона складирования. Вторая, не менее важная – интермодальный терминал.
Придорожный сервис – отель/ресторан, четыре станции техобслуживания,
заправочная станция, автомойка, магазин, зоны парковки грузового и легкового
автотранспорта. К четвертой зоне относятся офисные помещения, банки, офисы
страховых компаний, местных органов власти. Наиболее значительной является
торгово-выставочная зона с дополнительными складами. И две зоны, без которых
невозможно существование остальных: инженерного обеспечения (водозаборные
скважины, противопожарная система, энергообеспечение, узел связи) и парковка (
табл. 5).

Площадь складских помещений центра, спроектированного по принципу
универсальных модулей, составит порядка 200 тыс. м2. Площадь интермодального
терминала – 80 тыс. м2., администрации и офисов – 21,4 тыс. м2. Кроме того,
здесь будут расположены торгово-выставочные площади (12 тыс. м2), станции
техобслуживания (10 тыс. м2), заправочные станции, мойка и магазин (10 тыс.
м2), здания для таможенных служб, парковка, а также объекты общепита, отель и
другие объекты. Будут созданы все условия для обслуживания местных и
международных транзитных перевозок грузов автомобильным и железнодорожным
транспортом. Развитая инфраструктура добавит комплексу функциональности,
комфорта и экономической притягательности. Доставка грузов в комплекс будет
осуществляться как по автомобильным магистралям, так и по железной дороге
(планируется подведение железнодорожной ветки).

Вторая очередь строительства, завершение которой планируется в 2015 г. в свои
планы включает:

— склады (три склада площадью по 23,0 тыс. м2 и два склада площадью по 11,0
тыс. м2);

— зону парковки;

— торгово-выставочную зону;

— зону техобслуживания;

— офисные здания;

— заправочную станцию.

Третья очередь строительства (конец 2017 года):

— склады (один склад площадью 23,0 тыс. м2 и пять складов площадью по 11,0
тыс. м2);

— все зоны, за исключением интермодального терминала.

Логистический центр «Прилесье» оказывает следующие виды услуг:

1) коммунальные услуги:

— теплоснабжение и подогрев воды;

— водоснабжение;

— электроснабжение;

— газоснабжение;

— вывоз твердых бытовых отходов;

2) эксплуатационные услуги:

— эксплуатация строительных сооружений и конструкций;

— эксплуатация систем вентиляции, систем пожарной и охранной сигнализации;

— обслуживание систем связи;

— обслуживание внутрихозяйственных автомобильных дорог;

— уборка мест общего пользования;

— уличное освещение мест общего пользования;

— охрана территории и др.;

3) дополнительные работы и услуги:

— электротехнические работы;

— сантехнические работы;

— проектирование;

— строительно-монтажные работы;

— услуги прачечной;

— услуги проката и аренды инвентаря, спец. инструмента;

— рекламные услуги на территории комплекса;

— услуги по администрированию компьютерных сетей и сетей связи и др.

Логистический центр «Прилесье» предлагает следующие варианты сотрудничества:

— сдача в аренду складских помещений;

— продажа складских помещений;

— совместное планирование складских помещений, отвечающих нуждам конкретного
заказчика;

— долевое строительство складских помещений/элементов инфраструктуры комплекса.

Логистический центр «Прилесье» предлагает в аренду складские площади, а
приглашает принять участие в долевом строительстве складов под ключ.

Логистический комплекс ТЧУП «Шате-М Плюс». В 2014 г. завершено строительства
второй очереди современного логистического комплекса в п. Привольный. В 2010 г.
компания уже реализовала проект строительства крупномасштабного современного
комплекса, придорожного сервиса «Шате-М Плюс» (рис. 8).

Летом 2012 г. ТЧУП «Шате-М Плюс» приступила к реализации инвестиционного
договора по созданию логистического центра на земельном участке площадью 3,8
гектара, расположенном в п. Привольный, Минского района, примерно в 150 метрах
от главного офиса и склада. В течение 2012 – 2014 годов построены: склад общей
площадью 18,0 тыс. м², СТО, магазин. В здании склада располагаются офисные
помещения площадью около 4,0 тыс. м² в двух уровнях. Логистический комплекс
ТЧУП «Шате-М Плюс» полностью был введен в эксплуатацию в 2014 году (рис. 9).

Технико-экономическая характеристика складской инфраструктуры логистического
комплекса ТЧУП «Шате-М Плюс» представлена втаблице 6.

Новый логистический комплекс оснащен уникальным оборудованием, основу которого
составляет не имеющая аналогов в восточной Европе конвейерная система протяжен
ностью более 1 км, обеспечивающая подбор, комплектацию и отгрузку заказов в
максимально короткий интервал времени. Оперативность и высокий уровень
автоматизации являются важнейшими факторами функционирования нового склада.
Общая площадь здания составляет 18 тыс. м2, полезная площадь многоуровневой
стеллажной системы хранения составляет 55 тыс. м2.

В состав комплекса входит также:

— большой розничный магазин площадью более 0,5 тыс. м2. Среди его преимуществ
– прямая ветка конвейера со склада и электронная очередь с девятью
мультимедийными панелями, что обеспечит нашим покупателям высокий уровень
сервиса;

— СТО площадью 0,700 тыс. м2, работы в которой будут осуществляться на пяти
подъемниках.

Таким образом, логистический комплекс включает в себя такие объекты, как
шинный склад, склад паллетного хранения, мезонин с уникальной конвейерной
системой подачи и сбора товара, возврата тары, гравитационным накопителем
собранных заказов, современные СТО и розничный магазин при оптовом складе.

Использование логистического центра для обработки собственных грузопотоков
позволит ТЧУП «Шате-М Плюс» минимизировать затраты в направлениях
транспортировки, хранения, распределения и продаж. ТЧУП «Шате-М Плюс» также
оказывает логистические услуги в области складской логистики.

Логистический центр СООО «НТС». Логистический центр СООО «НТС», находящийся в
9 км от МКАД, был введен в строй в мае 2011 года, когда открыли сухой склад
площадью 15,7 тыс. м2, в начале 2012 г. открыт склад-холодильник на 4,4 тыс.
м2. До 2013 года логистический центр позиционировал себя как 3PL-оператор (ООО
«Двадцать четыре»), оказывая полный спектр услуг в области складской и
транспортной логистики. С 2013 г. логистический центр сконцентрировал свою
работу на обслуживании торговой сети «Родная Сторона» (СООО «НТС»), включающей
более 90 торговых точек по всей Беларуси (рис. 10).

Технико-экономическая характеристика складской инфраструктуры логистического
центра СООО «НТС» представлена втаблице 7.

Логистический центр СООО «НТС» имеет не только склад сухого хранения, но и
склад-холодильник. Ассортимент товаров для теплого (сухого) склада:
безалкогольные напитки, бакалея, детское питание, консервация (овощная,
фруктовая, мясная, рыбная), пиво и слабоалкогольные напитки, масло
подсолнечное, соки, нектары, морсы, мед, соусы, снэки, сухари и чипсы, табачные
изделия, чай и кофе, алкоголь, промышленные товары, строительные материалы,
бытовая техника. Склад-холодильник позволяет хранить овощи, фрукты, колбасные и
молочные изделия, морепродукты, пресервы, а также товары, требующие глубокой
заморозки (мясо, птица, полуфабрикаты, рыба и рыбные товары).

Полностью автоматизированная система управления складом (WMS) позволяет
эффективно управлять логистической цепочкой на каждом этапе. Обработка грузов в
реальном времени, наличие индивидуальных штрих-кодов для каждого товара,
автоматизированные рабочие места и мобильные компьютерные терминалы – все это
полностью исключает возможность сбоя или ошибки при хранении, погрузке или
отгрузке товаров.

Приемка и отгрузка товаров осуществляется при помощи специалиста по приемке
товарно-материальных ценностей. После того, как прибыла машина с продукцией и
товар принят по качеству и количеству, специалист должен внести данный товар в
систему, т.е. зарегистрировать. Далее этому товару определяется место, где он
будет храниться, чем занимается оператор WMS. Таким образом, товар находится на
ответственном хранении в логистическом центре. На предприятии проводится
периодическая инвентаризация – система периодического учета запасов компании.
При отпуске продукция комплектуется, паллетируется и отпускается со склада.

В функции логистического центра СООО «НТС» входит организация и управление
перевозками, учет и управление запасами, подготовка импортно-экспортной
документации, складское хранение и обработка груза, доставка конечному
потребителю.

Логистический центр СООО «НТС» обеспечивает все виды грузоперевозок
собственным автотранспортом в пределах Республики Беларусь. Транспортный парк
насчитывает 30 автомобилей MAN 2010 г.в. (10 автомобилей MAN TGL (39 м3, тоннаж
5 т) и 20 автомобилей MAN TGM (43 м3, тоннаж 10 т)).

Основным клиентом логистического центра является сетевой ритейлер СООО «НТС»
(сеть магазинов «Родная сторона»). На него приходится около 90% обрабатываемой
и перевозимой продукции.

Продолжение следует

Курочкин Д.В. (автор)

Иванов Е.А. (эксперт)

Козлов В.В.(экперт)