Голосовой подбор как метод ускорения складских операций

В работе с различными клиентами логистический оператор сотрудничает с
поставщикомоборудования и программного решения, который оказывает техническую
поддержку, а при необходимости дорабатывает процесс голосового подбора под
потребности конкретного клиента наскладе.

У голосового подбора есть очевидные преимущества: возможность освободить руки
сотрудникусклада, который не отвлекается на работу с терминалом или бумажным
листом, упрощенное обуче-ние сотрудников, возможность проверки числовыхзначений
без штрихкодов, увеличение производи-тельности труда на складской площадке.

Существуют две основные технологии голосового подбора:
 система, которая обучается голосу каждого пользователя;
 система, которая по вибрациям голоса способна понять слова, произнесенные
любым человеком, без предварительногообучения.

По результатам многочисленных тестирований мы установили, что системы второго
типа на текущем уровне своего развития показывают болеенизкое качество
распознавания речи, в то время каксистемы первого типа, несмотря на
затрачиваемые20 минут на обучение каждого нового сотрудника, компенсируют
потраченное время за счет практи-чески безошибочного распознавания голоса.

На своих складах мы внедрили оборудование марки Vocollect (предоставляется
компанией «оптискан»), которое предлагаетдве основные схемы работы:

 Voice Link — в данном случае создается не-кая надстройка над WMS, которая на
основании данных, полученных из WMS в началевыполнения задания, может
реализовы-вать свою логику, а затем в конце работывозвращает в WMS результат.

 Voice Direct — голосовой подбор постоянно обменивается сообщениями с WMS,
под-борка происходит онлайн (как и в случае срадиочастотным терминалом), и вся
логикасодержится в WMS. Однако в данном случае обычно требуется дорабатывать WMS
для взаимодействия с системой голосово-го подбора.

Так как в российском отделении Itella используется современная PSI WMS, было
решеноиспользовать Voice Direct, чтобы оставить возможность видеть онлайн всю
подборку. Чтобыпроверить реальную экономию от внедрения технологии голосового
подбора, наша компания протестировала ее на одном из проектов со следующими
характеристиками:
1) товарная группа — одежда;
2) зона штучной подборки — мелкоячеистая система с хранением монокоробов;
3) каждый размер любого товара — отдельный артикул;
4) пикингом ежедневно занимаются 6 сотруд-ников. Все они обучены работе с
системой pick-by-voice, и каждый день трое из этих сотрудниковработали с
терминалами, а трое — с системойpick-by-voice.

В процессе внедрения пилотного проекта Itella выяснилось, что у технологии
pick-by-voice естьряд важных особенностей. е сли при работе с бумагой или
радиочастотным терминалом возможнанумерация ячеек как по рядам, так и по
проходам,то для голосового подбора выгоднее нумерация по проходам — это
позволяет значительно сократить произносимые фразы. За счет подобногоподхода
достигается экономия времени: при входе в проход сотрудник единожды подтверждает
его номер, и далее система оперирует уже номерами мест-уровней. в случае с
нумерацией по рядам, при том же маршруте зигзагом внутри прохода (что является
оптимальным) системе придетсякаждый раз называть сотруднику и ряд, и место, и
уровень, что занимает больше времени и сложнее воспринимается.

Если при работе по бумажной технологии и применению радиочастного терминала
длина номера короба, в который происходит сборка, неимеет принципиального
значения (сканер считывает с одинаковой скоростью и 5, и 15 символов),то при
технологии голосового подбора необходи-мо сократить ее до минимума, как и все
номера,которые система должна распознавать.

Дефекты речи человека не влияют на использование системы pick-by-voice, если
они постоянные (например, человек всегда говорит вместослова «десять» слово
«деять»). о днако при наличии непостоянных дефектов речи система испытывает
сложности с распознаванием (например,на тестовом проекте нам встретился
сотрудник,который в зависимости от каких-то внутренних факторов то шепелявил,
то нет, чем окончательнозапутывал систему).

К сожалению, подобные сотрудники непригодны для работы с системой
pick-by-voice, но такие случаи — редкость. Было такжезафиксировано, что после
прохождения персоналом обучения и нескольких практических под-боров с
наушниками ошибок при распознаванииречи практически не случается. Все
вышеперечисленные сложности при работе с системой компенсируются существенными
преимуществами. Сокращается время, затрачиваемое на перемещение по складу
(сотрудникне должен останавливаться, чтобы посмотреть следующее место на экране
— место сообщает система на ходу через наушник). При работепо pick-by-voice
уменьшается время на подбортовара (не нужно сначала сканировать место, потом
откладывать терминал — подтверждение голосом происходит практически мгновенно).

По технологии pick-by-voice можно работать практически с любыми товарами,
однако есть товарные группы, где ее применение нецелесообразно. Например, это
касается крупной бытовойтехники (холодильники, электроплиты и т.д.), где время
физического подбора значительно превышает время общения сотрудников с терминалом
или системой pick-by-voice. Следует помнить, что оборудование для работы
pick-by-voice является дорогостоящим — его ценаможет в 2,5 раза превышать
стоимость обычныхрадиочастотных терминалов. Также в большинстве случаев
использования оборудования pick-by-voice(если WMS не поддерживает эту
технологию каквстроенную) необходимо приобретать сервер и лицензии на
использование программы для необходимого количества пользователей.

По результатам пилотного проекта общая экономия трудоемкости при внедрении
голосовогоподбора составила 26% по сравнению с подбором по радиочастотному
терминалу, что продемонстрировало эффективность применения голосовыхтехнологий.
После успешной реализации пилотного проекта нами был запущен проект внедрения
техноло-гий у крупного клиента Itella в России рынка FMCG,где в настоящее время
работают до 35 комплектовщиков в смену. По нашим расчетам, внедрениена данном
складе системы по технологии voicepicking окупится для компании через 1–2 года.

Важно также понимать, что на сегодняшний день не все клиенты логистических
операторов вРоссии готовы переходить на новые технологии подбора, даже если их
продукция идеально подходит для этой технологии. Требуются время ивеские
аргументы, чтобы убедить клиента в рациональности и выгоде внедрения инноваций.
с нашей точки зрения, самый действенный аргументдля применения новых технологий
— это эффективно работающая у других клиентов система,с которой можно наглядно
ознакомиться.

Сергей Ступарь, www.logistika-prim.ru