Госжелдорнадзор намерен остановить вагоны с двойной нумерацией деталей после 16 декабря 2013 года

До истечения этого срока регулятор предлагает собственникам вагонного парка
исключить двойную нумерацию деталей из автоматизированного банка данных
технических паспортов вагонов.

В противном случае эксплуатация подвижного состава в ненадлежащей комплектации
будет приостановлена «до выяснения причин и стабилизации обстановки».

В информационном письме начальник управления Госжелдорнадзора Геннадий
Сарафанов напоминает, что еще 13 марта текущего года ведомство предлагало всем
участникам перевозочного процесса в обязательном порядке произвести сверку
номеров установленных боковых рам. Тогда владельцам вагонов дали срок до 19
апреля.

«Однако ситуация до настоящего времени не исправлена, это явилось следствием
бесконтрольности и безответственности со стороны собственников подвижного
состава, ремонтных и эксплуатационных предприятий», – отметил представитель
ГЖДН.

В качестве примера негативных последствий он приводит сход с рельсов одного из
полувагонов грузового состава из-за излома боковой рамы, произошедший 3 ноября
на участке Тимошкино – Сиуч Октябрьской железной дороги.

«На изломавшейся боковой раме клеймо завода-изготовителя удалено механическим
способом. Удалены номера и год выпуска на остальных боковых рамах данного
вагона. Боковая рама с аналогичным номером, годом изготовления и клеймом завода
по данным ГВЦ ОАО «РЖД» установлена под другим вагоном (вагон-цистерна). По
состоянию на 19 сентября 2013 года в автоматизированном банке данных числятся
более 262 тыс. номеров грузовых вагонов с повторяющимися номерами боковых рам»,
– отмечают в Госжелдорнадзоре.

Заместитель начальника департамента безопасности движения ОАО «РЖД» Александр
Косарев отметил, что некоторые собственники подвижного состава не контролируют
должным образом сложившуюся ситуацию, что позволяет недобросовестным
предпринимателям вводить в оборот боковые рамы, срок службы которых уже истек,
либо контрафактное литье.

«Часть владельцев парка адекватно отреагировала на аналогичное информационное
письмо в марте текущего года. Они в добровольном порядке произвели натурную
сверку номеров боковых рам на своих вагонах и приняли необходимые меры для
исключения «двойников» из эксплуатации. К настоящему моменту количество
грузовых вагонов, укомплектованных таким литьем, сократилось более чем на 100
тыс. вагонов. Информацию проигнорировали лишь нерадивые собственники, у которых
была возможность с марта по декабрь привести свое имущество в соответствие. Мы
поддерживаем предложение Госжелдорнадзора и гарантированно обеспечим выполнение
соответствующих предписаний. Технические возможности для этих целей в компании
имеются», – подчеркнул Александр Косарев.

Операторы оценивают сложившуюся ситуацию по-своему. По словам исполнительного
директора СРО НП «Совет операторов железнодорожного транспорта» Дмитрия
Королева, проблема заключается не в двойниках, а в качестве базы данных
деталей. По мнению партнерства, большое количество задвоенных номеров боковых
рам обусловлено низким качеством ввода данных в электронные листы комплектации
вагона автоматизированной базы данных подвижного состава. Это обусловлено
несколькими причинами.

«Требование об обязательном заполнении заводами-изготовителями листа
комплектации было введено в 2012 году (для ремонтных предприятий – с начала
2000-х), однако не установлена ответственность заводов-изготовителей и
вагоноремонтных предприятий за введение своевременно, качественно и в полном
объеме информации в лист комплектации о номерах боковых рам.

Зачастую боковая рама извлекается из-под вагона по подозрению в наличии
дефектов, а на вагон устанавливается другая рама, номер которой не вносится в
лист комплектации вагоноремонтными предприятиями. При этом примерно у 50%
боковых рам, изъятых из-под вагонов, при проведении неразрушающими методами
контроля дефекты не подтверждаются, и рама возвращается в эксплуатацию, т.е.
устанавливается на другой вагон. Как результат, по данным листов комплектации
Информационно-вычислительного центра Железнодорожных администраций (ИВЦ ЖА)
возникают «двойники» деталей» – пояснил Дмитрий Королев.

По его словам, существуют условия, при которых в базе данных появляются
легальные двойники.

«В первом случае, заводы-изготовители легально выпускали литые детали тележек
с одинаковыми номерами, годами изготовления и производителем. Например, при
изменении в течение года производства боковых рам с обычной (не усиленной
боковиной) по чертежу 100.00.002 – 4 на усиленную по чертежу 578.00.019-0.
Таким образом, на сети легально эксплуатируются две одинаковые, согласно базе
данных, сертифицированные детали, отличающиеся номером чертежа по которому они
производились и который не отображается в АБД.

Во втором случае, в депо поступают, например, два вагона и если в процессе
планового ремонта бракуются боковые рамы как минимум по одной из-под каждого
вагона, то ремонтное предприятие по согласованию с собственником имеет право
выпустить один вагон с деталями другого, который остается в ожидании
поступления боковых рам (так называемые вагоны-доноры). Таким образом, до
момента выпуска из ремонта вагона-донора в базе данных появятся двойники
боковых рам в количестве равном числу установленных рам на первый выпущенный
вагон из-под вагона-донора» – рассказал исполнительный директор Совета.

«По мнению СОЖТ, прежде чем принимать меры по остановке от движения вагонов с
«псевдо-двойными» номерами деталей, необходимо направить административные
усилия Ространснадзора на проведение единовременной переписи боковых рам, а в
отношении вагоноремонтных предприятий – ввести ответственность за
своевременность и качество информации, вносимой в лист комплектации», –
резюмировал Дмитрий Королев.

Кирилл Сотников
TransNews Agency

Похожие записи