Зачем Беларусь идет в Рижский порт?

Белорусская транспортная неделя открылась в Минске, и первым ее мероприятием
стал белорусско-литовский форум, посвященный перспективам сотрудничества двух
стран в области транспорта и логистики.

Экспертам и чиновникам из Минска и Вильнюса есть о чем поговорить: через порт
Клайпеда сегодня переваливается более трети белорусских грузов, именно в этом
порту «Беларуськалий» имеет собственные мощности по перевалке калийных
удобрений. Порт Клайпеда для Беларуси — еще и пункт отгрузки на экспорт
нефтепродуктов и другой самой разной продукции.
Однако в мероприятиях Транспортной недели примет участие и делегация
представителей Латвии. По неофициальной информации, они заинтересованы
«агитировать» белорусов обратить больше внимания на возможности латвийских
портов. И если с Вентспилсом белорусские экспортеры знакомы, то Рижский
свободный порт — пока еще относительно новая для них территория, которая
предлагает новые возможности.

Значит ли это, что поток белорусского экспорта может вскоре сосредоточиться на
латвийском направлении?

Экспорт должен быть эффективным

Белорусский экономический обозреватель и эксперт в транспортно-логистической
сфере Татьяна Маненок подчеркивает, что в сегодняшних условиях производителям
республики важно не просто продать товар, а продать его максимально эффективно.
Сделать это возможно в том случае, когда крупный экспортер имеет возможность
влиять на тарифную политику порта.

«Беларусь заинтересована в новом эффективном экспорте нефтепродуктов и
калийных удобрений. В отношении хлоркалия такие меры уже приняты — это
приобретение «Беларуськалием» в собственность 30% «Бирю кровиню терминалс». Что
касается нефтепродуктов, то сейчас БНК занята решением этой проблемы», —
сообщила Маненок.

Она напомнила, что в мае этого года Белорусская нефтяная компания и латвийское
ЗАО WT OIL Terminal подписали соглашение о намерениях по развитию совместной
деятельности в области организации перевалки белорусских нефтепродуктов в
Рижском свободном порту.

По ее словам, именно на приобретении терминалов в собственном сегодня основана
стратегия крупнейших белорусских экспортеров: опыт «Беларуськалия» оказался
крайне полезным.

Что в Клайпеду, что в Ригу — никакой разницы

Эффективность экспорта складывается не только из стоимости услуг портов, но и
из стоимости доставки грузов к месту перевалки.

«Что касается железнодорожной логистики, то здесь Клайпеда и Рига совершенно
идентичны», — подчеркнула Маненок.

Однако она пояснила, что это утверждение справедливо лишь тогда, когда речь
идет о перевалке в Рижском порту нефтепродуктов производства ОАО «Нафтан». Для
Мозырского НПЗ, которому ближе российский и украинский векторы экспорта, эти
расчеты не работают.

Маненок также отметила, что власти Латвии готовы гарантировать белорусским
партнерам самые оптимальные тарифы на железнодорожные перевозки, а также
предоставить другие преференции, которые находятся в компетенции государства.

«На такие же уступки в свое время была готова идти и Литва, но, как отмечают и
белорусские, и литовские эксперты, с Клайпедой мы немного опоздали», — сказала
эксперт.