Беларусь вот-вот предложит миру «Транспорт будущего»

Представляем: «транспорт будущего» — SkyWay — транспортная технология,
разработанная инженером Анатолием Юницким в результате нескольких десятилетий
работы. Это коммуникатор эстакадного типа, основанный на рельсо-струнных
технологиях. Мировой общественности будет представлено четвертое поколение
струнных технологий. Не станем утруждать читателя «узкопрофильными»
техническими нюансами и назовем главные отличия SkyWay от существующего
эстакадного транспорта. Во-первых, цельно-линейная предварительно напряженная
рельсо-струнная путевая структура. Долой температурные деформационные швы и
рельсовые стыки — в поднятой над землей конструкции они отсутствуют вовсе. Шпал
тоже нет — каждая рельсовая нить опирается на одну «бесконечную» неразрезную
предварительно напряженную продольную «шпалу». В целом конструкция путевой
структуры, выполненная в единых стандартах, должна позволить осуществить
трассировку большими пролетами — до 3 км. Во-вторых, для «Небесной дороги»
создана принципиально новая колесная пара. На всем знакомой железной дороге
коническая поверхность пары опирается на цилиндрическую поверхность головки
рельса. Это высокая нагрузка и на колесо, и на полотно. В SkyWay использовано
опирание по типу «цилиндрическое колесо — плоская головка», позволяющее в разы
снизить контактные напряжения и примерно во столько же раз повышающее
долговечность путевой структуры. Плюс — снижающее шумы в стальных конструкциях
эстакады. Разработчики утверждают, что данное конструктивное улучшение также
позволяет подвижному составу брать большие уклоны при прямолинейной прокладке
пути. В-третьих, отсутствие сплошного дорожного полотна, по расчетам
разработчиков, позволяет примерно вдвое снизить сопротивление воздуха при
движении с высокой скоростью, аэродинамические шумы при этом существенно
снижаются. Еще один важный момент: все это уменьшает потребную мощность привода
высокоскоростного юнибуса (так называется транспортное средство), а также
расход топлива на движение с высокой скоростью. Кроме того, разработчики
декларируют конструктивные и технологические улучшения в контактной сети и
токосъеме — самых проблемных и дорогостоящих элементах традиционных
высокоскоростных железных дорог: в частности, вместо «скольжения» предусмотрено
«качение». Подведем некоторые итоги. Компоненты комплекса SkyWay — подвижной
состав, путевая инфраструктура и система безопасности и управления комплексом.
Подвижной состав — юнибус — это автоматический самодвижущийся модуль на
стальных колесах навесного типа. Привод может быть как электрическим или
комбинированным, так и дизельным, бензиновым, турбинным. Неразрезная несущая
рельсо-струнная конструкция устанавливается на опорах над землей, причем
анкерные опоры могут быть установлены через 2-3 км, промежуточные — через 50-60
метров и более. Автор разработки Анатолий Юницкий, к слову, признается, что
даже при наличии десятков патентов на изобретения в данной сфере не совершил ни
одного открытия. — За 40 лет мне удалось собрать воедино и наиболее
рациональным способом преимущество отдельных конструктивных и инженерных
решений, — говорит он. — Но я учел особенности устойчивости сжатых и растянутых
стержней, неразрезных, предварительно напряженных и статически неопределимых
конструкций для создания нового вида транспорта. Уникальным является именно это
сочетание. Возможности — на любой вкус Установленная на опорах рельсовая
транспортная эстакада для перемещения подвижного состава, снабженного
противосходной системой, как уже упоминалось выше, может применяться в разных
областях. Городской транспорт. Автоматический самодвижущийся модуль на стальных
колесах подвесного или навесного типа сможет перемещать как людей, так и грузы.
Предполагается, что вместимость юнибуса будет составлять до 28 человек, причем
данные транспортные средства могут собираться в поезд, вместимостью 100
пассажиров. Максимальная скорость перемещения в городе — до 150 км/ч.
Предполагается, что привод будет электромеханическим с обеспечением энергии от
контактной сети и/или бортового источника электроэнергии. Расстояние перевозки
— до 200 км. Согласно расчетам, себестоимость таких городских перевозок будет в
2 раза ниже себестоимости перевозок подземным метро, в 3 раза — трамваем, в 5
раз — монорельсовой дорогой. Грузовой транспорт. В настоящее время на
предприятиях по добыче и переработке, к примеру, полезных ископаемых в основном
применяется железнодорожный транспорт. Как вариант — подвесные
воздушно-канатные дороги, конвейерный и автомобильный транспорт. Грузовой
SkyWay — прорыв в сфере транспортировки сыпучих грузов. Технологии позволяют
перемещать груз на уклон до 40% — эстакада будет повторять профиль местности.
Разработчики обещают существенную экономию на транспортных расходах. Портовый
транспорт. Область применения — перевалка грузов с подвижного состава в
сухогрузы, танкеры, контейнеровозы, пересадка пассажиров с подвижного состава в
пассажирские суда. При размещении порта на шельфе в открытом море, глубине моря
20-30 м и более и удалении порта от берега: 1-10 км и более возможна перевалка
грузов до 250 млн тонн в год либо перевозка от 1 млн пассажиров ежегодно.
Высокоскоростной междугородный транспорт. Путешествие между городами и странами
будет возможно при скоростях до 450 км/ч при стоимости проезда в разы более
низкой, чем на железной дороге. Разработчики утверждают, что любая
высокоскоростная трасса SkyWay в эстакадном исполнении будет стоить от 3
миллионов долларов за километр, в то время как любая известная эстакадная
дорога для более низких скоростей – автомобильная, железная, с магнитной
подушкой, монорельсовая – стоит от 100 миллионов долларов за километр. — К
сожалению, государственным чиновникам сегодня подобные разработки мало
интересны, — сетует Анатолий Юницкий. — Существует сложившаяся транспортная
система, менять которую никому не хочется. Тем не менее, несколько лет назад
президент Беларуси дал поручение оказать поддержку разработчикам в завершении
опытно-конструкторских работ по созданию струнной транспортной системы. Это
дает надежду на то, что, по крайней мере, палки в колеса никто вставлять не
будет — ни в прямом, ни в переносном смысле. Место, где сбываются мечты Итак,
четвертое поколение струнных технологий в ближайшем будущем, похоже, получит
воплощение в реальности. Под Марьиной Горкой начата реализация проекта
«ЭкоТехноПарк» — там будут построены «под ключ» грузовая (1 км), городская (1
км) и междугородная высокоскоростная (15 км) эстакады с соответствующим
подвижным составом и инфраструктурой. Согласно плану-графику реализации проекта
в составе «ЭкоТехноПарка» предусмотрен садово-парковый комплекс в сочетании с
грузовой трассой, городской легкой и городской скоростной трассами,
демонстрирующими гармонию струнных технологий и природы. Работы предполагается
завершить к концу 2016 года. — Будущий объект станет не только полигоном, но и
местом, откуда транспортная технология SkyWay стартует по всему миру, — уверен
Анатолий Юницкий. — Потенциальные заказчики «вживую» увидят преимущества
струнной транспортной технологии. Кроме того, будут сняты все сомнения в
реализуемости проекта.