Контейнеры собрались в картель

Общественная организация Транстихоокеанское стабилизационное соглашение
(Transpacific Stabilization Agreement, TSA), включающая в себя 15 крупнейших
контейнерных перевозчиков на тихоокеанских линиях вроде Maersk Line и CMA-CGM,
объявила о кампании повышения цен. Согласно сообщению TSA, с 1 декабря 2015
года члены организации повысят минимальную ставку фрахта до $950 за доставку
40-футового контейнера до Западного побережья США, $1700 – до Восточного
побережья и Мексиканского залива и $2950 – при интермодальных перевозках до
района Чикаго. С 1 января 2016 года ставки должны составлять не меньше $1200 до
Западного побережья и $1600 до Восточного побережья и Мексиканского залива. Всё
это должно повысить доходы и скорость окупаемости инвестиций судоходных
компаний, подчёркивается в сообщении.

Согласно данным SCFI (Шанхайский индекс контейнерных перевозок), фрахт
контейнера до Западного побережья США обходится сейчас в $922, до Восточного –
в $1688. Значит, заранее согласованные действия членов TSA приведут к росту
ставок фрахта минимум на 0,7–3% с 1 декабря и на 30% с 1 января. Правда, при
доставке до Восточного побережья с начала 2016 года допускается удешевление на
5%. Но так как SCFI считает средние цены, а TSA установила минимальные тарифы,
то рост ставок фрахта будет выше.

«Контейнерные линии на своей шкуре узнали, как небольшие уступки клиенту здесь
и там растут как снежный ком и приводят к недополучению больших денег, –
прокомментировал принятое решение исполнительный директор TSA Брайан Конрад. –
Независимо от циклических проблем спроса и предложения, важно, чтобы эти
глобальные поставщики получили право устанавливать цены и полностью
компенсировать свои издержки».

TSA называет себя созданным в 1989 году «исследовательским и дискуссионным
форумом крупнейших контейнерных перевозчиков». Организация утверждает, что не
отслеживает конфиденциальные условия перевозочных контрактов и её рекомендации
необязательны к исполнению. И всё же, согласно российскому закону «О защите
конкуренции», действия TSA можно считать картельным сговором, потому что они
устанавливают тарифы и разделяют рынок по территориальному принципу.

Федеральная антимонопольная служба России (ФАС) на днях завершила проходившее
два года расследование в отношении многих из входящих в TSA компаний, но
относительно их линий из Азии в Россию. Штраф до 15% от оборота может быть
наложен на датскую компанию A.P. Moller-Maersk A/S, французскую CMA CGM,
швейцарскую MSC SA, южнокорейскую Hyundai Merchant Marine Со., Ltd, гонконгскую
OOCL и тайваньскую Evergreen Marine Corp. Ltd. Все эти компании также входят и
в TSA.

Похожие претензии к морским контейнерным перевозчикам выдвигала и Европейская
комиссия, когда в 2013 году начала антимонопольное разбирательство в отношении
14 линейных судоходных компаний. Еврокомиссия отмечала, что перевозчики делали
регулярные публичные заявления об увеличении базовой ставки фрахта через
пресс-релизы на своих сайтах и в специализированной отраслевой прессе, которые,
как правило, совпадают для всех перевозчиков. Такая практика, посчитали
европейские антимонопольщики, может быть сигналом для других перевозчиков о
намерении повысить цены и может нанести вред конкуренции и потребителям.

«ФАС России при необходимости продолжит соответственно реагировать на подобные
действия других компаний-ответчиков», – отметил начальник Управления по борьбе
с картелями ФАС Андрей Тенишев.

«