Маршрут контейнерного поезда «ZUBR» продлят до Турции

Международную встречу с широким представительством потенциальных партнеров, в
том числе из Грузии, Казахстана, Молдовы, инициировало Министерство сообщения
Латвийской Республики, пригласив к дискуссии железнодорожные администрации,
порты, дипломатов. Итогом стала готовность расширять круг участников проекта, а
первым шагом к продлению существующего маршрута, ранее курсировавшего от
Прибалтики до порта Ильичевск (ныне Черноморск), станет его переход через
Черное море.

Вице-президент Latvijas Dzelzcels Эрик Шмукст уверен, что грузовая база на
направлении Скандинавия – Ближний Восток и далее очень большая, и она на
сегодня на поезд не взята. ZUBR, запущенный в 2009 году с подачи Латвии и
Белоруссии, так и не вышел на полную мощность, хотя мог бы перевозить
древесину, бумагу, металлопродукцию, которые в большом объеме поступают в
страны Азии из Скандинавии. «Задачей было конкурировать с морским транспортом в
этом направлении, — сказал Э.Шмукст. — Однако эта идея не реализована в
первую очередь из-за дискуссии по тарифам. Контейнерные линии на Черном море
были очень дорогими: довезти контейнер из Скандинавии до Турции вокруг Европы
стоило дешевле, чем переправить через Черное море. Это сводило к нулю мотивацию
грузовладельцев использовать интермодальный сервис».

Поэтому участники совещания обозначили главную задачу: это сквозная ставка от
Скандинавии до Турции и далее. Над ней активно работает отделение
Белинтертранса в Турции (Belintertrans-Germany/Branch Turkey), которое
привлекло к сотрудничеству курсирующие на Черном море паромные компании,
сообщением на Стамбул и Измир. В свою очередь, Украинская железная дорога с
Укрферри обеспечивают железнодорожную паромную переправу Черноморск-Батуми
(Поти).

Представители Белорусской железной дороги уверены, что комплексные ставки
должны заинтересовать участников и наблюдателей проекта. «Нужны встречи с
грузоотправителями, потому что мы можем представлять лучшие условия. В
настоящий момент мы работаем над предоставлением комплексной мультимодальной
ставки клиентам, — доложили белорусские партнеры. — Инфраструктура поезда
создана, есть график. На погранпереходе Латвия-Белоруссия существует ускоренная
процедура пропуска поезда. Проблем из-за задержек на таможне мы пока не видели.
Сквозная ставка до Турции даст клиентам повод поговорить об ее оптимизации, в
первую очередь в портах. Это будет выгодно для клиентов по сравнению с
автоперевозками, что даст рост объема».

Как перспективные рынки специалисты отметили Иран, Индию, вступивший в ОСЖД
Афганистан. Присоединение морской составляющей позволяет продлить маршруты ZUBR
также через Каспий на Казахстан и граничащие с ним страны Центральной Азии.
Здесь партнерами контейнерного поезда станут Грузинская, Азербайджанская
железные дороги, порты Батуми и Актау (оба в данный момент находятся под
управлением Казахстана) и Каспийское морское пароходство.