В этом году правительство поставило перед белорусскими автоперевозчиками
задачу: увеличить объем валютной выручки как минимум на 10%. Однако сделать это
в нынешних условиях довольно сложно.

Во-первых, значительно снизилась рентабельность отрасли. Затраты, связанные с
эксплуатацией грузовых автомобилей, за 2014 год увеличилисьна 11,5%.
Уменьшилась прибыль, полученная от деятельности грузового международного
автомобильного транспорта.

А рентабельность работы международных автоперевозчиков фактически приблизилась
к нулю – 0,5% против 2,8% за 2013 год. Эта ситуация сказалась на сокращении
возможностей для обновления парка транспортных средств. За 2014 год темпы
обновления парка сократились в 2 раза: удельный вес новых автотранспортных
средств (до 3-х лет с момента выпуска) уменьшился с 42% до 26%.

Во-вторых, не оправдались и надежды на создание общего рынка транспортных
услуг в ЕАЭС.

Автоперевозчики ожидали, что с созданием нового союзного объединения появится,
наконец, общий рынок транспортных услуг. Это позволило бы белорусским
автоперевозчикам получить свободный доступ на российский рынок, а значит – как
минимум, удвоить объемы грузоперевозок. Однако долгожданной либерализации рынка
автоперевозок в ЕАЭС не случилось.

Несмотря на настойчивое желание белорусской стороны, партнеры по Таможенному
союзу – в то время Казахстан и Россия, опасаясь конкуренции со стороны более
подготовленных в профессиональном плане белорусов, отложили это решение на
неопределенный срок.

Пока же в направлении создания общего рынка автотранспортных услуг в ЕАЭС
сделан очень осторожный шаг: 10 марта 2015 года коллегия ЕЭК утвердила
программу поэтапной либерализации каботажных перевозок грузов в ЕАЭС на период
с 2016 по 2025 годы, а 8 мая 2015 года Высший евразийский совет утвердил эту
программу.

Рынок каботажных перевозок в ЕАЭС предполагается либерализировать в 4 этапа.
На первом этапе перевозчику собираются разрешить осуществлять одну каботажную
перевозку в год на согласованных приграничных территориях. В последующем будет
увеличиваться как количество перевозок, так и расширяться перечень
согласованных территорий – вплоть до полной отмены ограничений в 2025 году.

Подробнее об этом – читайте в печатной версии свежего номера журнала «Дело»,
главная тема которого – «Транспорт и логистика».