С 1 июля вступает в силу новая редакция Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС)

Актуализация данных международных документов стала итогом решения XXXIII
сессии Совещания Министров ОСЖД 2005 года. В работе Временной рабочей группы по
вопросу ревизии СМГС на разных этапах ее деятельности принимали участие лучшие
эксперты и специалисты в данной области, в том числе представители Белорусской
железной дороги.

Принятые изменения и дополнения в Соглашение, в том числе предусматривают ввод
новых терминов и понятий. При разработке новой редакции СМГС были учтены
результаты реформирования систем железнодорожного транспорта в странах,
применяющих СМГС; изменения структуры и компетенции органов госуправления
железнодорожным транспортом. В результате в Соглашение включены новые правовые
субъекты – перевозчики, управляющие инфраструктурой, владельцы вагонов.

Также определена роль инфраструктуры и управляющего ею лица как агента
перевозчика. При необходимости это даст перевозчику возможность заключать
договор на использование инфраструктуры. При этом отправителю и получателю не
требуется выстраивать правовые отношения с управляющим инфраструктурой.

В ходе работы над новой редакцией Соглашения была проанализирована сложившаяся
за предыдущие годы система заключаемых договоров по перевозкам и практика их
применения, отступающая в какой-либо степени от норм СМГС. По результатам
анализа была несколько расширена возможность регулирования условий перевозки на
договорной основе.

Также предусмотрены изменения во взаимоотношениях перевозчиков и иных
хозяйствующих субъектов по таким связанным с договором перевозки вопросам, как
пользование вагонами, порядок расчетов и т.п.

Расширено взаимодействие системы СМГС с системой железнодорожного права ЦИМ,
нормы СМГС сближены с предписаниями ЦИМ.

Впервые предусмотрена норма перевозки груза в прямом международном
железнодорожно-паромном сообщении с участием водного транспорта при условии,
что груз от станции отправления до станции назначения следует в вагоне или на
своих осях.

В новую редакцию Соглашения также включено Информационное руководство
(приложение 5 к СМГС), которое содержит сведения о железнодорожной
инфраструктуре и водных участках пути, используемых при перевозках грузов на
условиях Соглашения, а также сведения о перевозчиках, производящих такие
перевозки.

Изменения в СМГС и Служебную инструкцию к нему могут одинаково успешно
применяться как в тех государствах, где произошло разделение железных дорог на
перевозчиков и инфраструктуру, так и в тех, где железная дорога выполняет обе
эти функции. При этом изменения и дополнения позволят осуществлять
международную перевозку в границах одного государства нескольким перевозчикам,
а также одному перевозчику по инфраструктурам нескольких государств, т.е. будет
обеспечена трансграничность перевозок.

Изменениями в Соглашение предусмотрена новая форма накладной СМГС. Белорусская
железная дорога обращает внимание грузоотправителей на то, что в новой
накладной появилась графа «Перевозчики», в которой необходимо указывать
сокращенное наименование и код перевозчика на всем пути следования. В данной
графе также необходимо указывать участки пути, по которым каждый из
перевозчиков осуществляет перевозку.