Тамань должна стать главным морским портом России

Западный край Таманского полуострова (Темрюкский район Краснодарского края) —
это холмистый ландшафт с выжженной солнцем травой. Пологий холм скатывается к
морю, там на рейде — караваны судов. Именно эта местность между мысами Железный
Рог и Панагия по воле государства должна стать к 2020 г. одним из крупнейших
морских портов России с годовым грузооборотом около 100 млн т, «южными воротами
России». По другую сторону Керченского пролива виднеются очертания
противоположного берега — это уже Украина, из портов которой в Тамань должны
перекочевать транзитные грузопотоки. Общая стоимость проекта порта Тамань
правительство оценило в 228 млрд руб., из них 115,5 млрд должны вложить
инвесторы, сообщал Минфин. Государство должно построить гидротехнические
сооружения и подъездные пути, но в бюджете на проект есть только 76 млрд руб.,
дефицит — 40 млрд руб.

По данным министра транспорта Максима Соколова, уже сейчас инвесторы готовы
построить терминалы мощностью на 20% больше (93 млн т). В 2011 г. соглашения с
Минтрансом подписывали «Еврохим», «Уралкалий», СУЭК, UCL Holding,
«Металлоинвест», ОЗК, Global Ports. Позже о намерении построить терминалы в
Тамани заявили «Базэл», «Кузбассразрезуголь» и группа «Дело».

«Перспективы порта Тамань мы оцениваем достаточно неопределенно, — говорит
президент ГК “Дело” Тимофей Телятник. — Самое главное — не ясно, какая есть для
него грузовая база. Если говорить, например, о контейнерах и зерне, то на рынке
сегодня есть запас мощностей, созданных за частный счет без привлечения
госинвестиций». Мощность контейнерного терминала НУТЭП (входит в «Дело»,
Новороссийск) — 350 000 TEU в год (в 2012 г. обработано 215 000 TEU), что
говорит о существенном запасе пропускной способности. С 2014 г. компания начнет
строить в новороссийском порту глубоководный причал, что увеличит пропускную
способность до 600 000 TEU начиная с 2016 г.

«Нецелесообразно строить Тамань за государственный счет, так как частные
инвесторы готовы расширять свои мощности. Если же есть потребность в обработке
какой-либо конкретной номенклатуры груза, надо находить конкретного инвестора.
И такие положительные примеры есть, например «Таманьнефтегаз», — указывает
Телятник.

«Все интересанты поступают с позиции “а вдруг что-то созреет, тогда надо быть
в курсе”. Многие стремятся туда, но вкладывать не спешат, ожидая действий от
государства. Тамань — это пока локальная история», — говорит гендиректор
Infranews Алексей Безбородов. «Если государство вложит туда миллиарды — лучше
не стоять в стороне, ведь инвестор Тамани может получить конкурентное
преимущество — остальные игроки все строят за свои», — говорит топ-менеджер
одной из компаний-интересантов в проекте порта Тамань.

Сейчас в порту Тамань (официальный его адрес — пос. Волна) работают три
стивидора. Это «Таманьнефтегаз» со своим терминалом по перевалке сжиженного
газа (СУГ), нефти и мазута, «Пищевые ингредиенты» (входит в «Эфко») с
маслоналивным терминалом и заводом по производству жиров, а также ООО «Зерновой
терминальный комплекс Тамань», которое соседствует с заводом «Эфко» и
пользуется инфраструктурой терминала. Этот актив «Эфко» мощностью 3 млн т
продала партнерству Kernel и МЗК («дочка» Glencore) в середине 2013 г.

«Когда мы пришли (в середине 2000-х гг.), это было 11 га голой земли: ни
коммуникаций, ни инфраструктуры, ни дорог — ничего, — вспоминает гендиректор
“Пищевых ингредиентов” Сергей Панов. — Все пришлось строить с нуля. Меньше чем
за год во взаимодействии с партнерами удалось создать
производственно-перевалочный комплекс, уникальный по своим масштабам,
техническим характеристикам, логистике и расположению не только для юга России,
но и для всей страны. Создано 600 рабочих мест».

«Стратегически было важно, чтобы этот комплекс был расположен на Черном море,
но пришлось объехать все побережье, прежде чем выбор пал на Тамань. Например,
одно время рассматривался вариант строительства в Новороссийске, но из-за
перегруженности ж/д ветки и завышенных цен на землю от него пришлось
отказаться», — продолжает Панов.

Сейчас общая годовая пропускная способность терминала «Эфко» — более 2,2 млн
т, вместимость резервуарного парка — 67 000 т. Длина морской подходной эстакады
— более 2 км, а глубина причала позволяет обслуживать суда водоизмещением до 45
000 т. Мощность завода по производству специализированных жиров — 300 000 т
продукции в год. Общие инвестиции с момента начала строительства — более 4 млрд
руб.

Примерно в то же время, что и «Эфко», свой терминал начал строить
«Таманьнефтегаз» (принадлежит владельцу ж/д оператора ОТЭКО Мишелю Литваку).
«Он искал место для перевалки нефтепродуктов и СУГ, так как владеет большим
парком из 15 000 ж/д нефтеналивных цистерн и хотел собственные портовые
мощности, выбор пал на Тамань», — говорит знакомый с проектом краевой чиновник.
Терминал заработал в середине 2012 г., отгрузив до конца года 1,44 млн т нефти
и СУГ (из них нефти подавляющее большинство — 1,41 млн т). Туда уже вложено
$1,5 млрд, терминал способен переваливать до 10,5 млн т продукции в год. Сейчас
достраивается мазутный терминал, говорит менеджер компании.