Изменения в нормативную базу, разработанные Мининфраструктуры как органом
отраслевого управления, предусматривают, с одной стороны, ужесточение норм
допустимой загрузки автотранспорта (нагрузки на ось), с другой – повышение
финансовой ответственности (штрафов) за нарушение весовых нормативов.

Цель, заявленная правительством — противодействие износу дорожного фонда под
воздействием груженного автотранспорта. «В настоящее время сложилась
критическая ситуация, связанная с тем, что автомобильные дороги местного
значения утратили несущую способность, дорожное покрытие в большинстве случаев
имеет существенные деформации и повреждения, искусственные сооружения пребывают
в аварийном состоянии. Фактически, движение современных грузовых транспортных
средств автомобильными дорогами общего пользования местного значения привело к
полному разрушению дорог», — констатировало Мининфраструктуры.

Следствием стала угроза остановки автомобильного сообщения между населенными
пунктами и районными центрами, указало ведомство.

Новые нормативы разрешенного веса сформированы в диапазоне от 40 т (дороги
государственного значения) до 24 т (местная сеть). «Грузовики, перевозящие
делимые грузы с нарушением весовых норм, не будут иметь возможность получать
специальное разрешение, как это было ранее. Этим запретом мы исключим еще одну
нишу для коррупционных злоупотреблений путем выдачи подобных разрешений», —
пояснил министр инфраструктуры Украины Андрей Пивоварский.

Дополнением нового порядка станет система увеличенных штрафов за превышение
весовых норм. Их диапазон – от 8,5 тыс. гривен (около $400) до 85 тыс. ($4
тыс.), при этом ответственность за нарушение будут нести как перевозчик, так и
грузоотправитель. «Штраф, как минимум, должен покрывать ущерб дороге,
нанесенный автомобилем. Во многих странах он в несколько раз выше – в Польше
минимальный составляет 1500 евро, в Германии – 10 тыс. евро. Более того, за
систематические нарушения в Европе водители лишаются прав, а
компания-перевозчик – лицензии, либо конфискуется транспортное средство», —
прокомментировал новое положение Пивоварский.

По данным кабмина Украины, износ автодорожного фонда республики приближается к
100%. Правительство намерено стимулировать переключение грузов с автомобильного
на железнодорожный транспорт.