Тяжелая доля воздушных грузовых перевозок

Цифры и факты

Российские авиакомпании за 5 месяцев 2015 года увеличили грузооборот на 13,3%
по сравнению с аналогичным периодом 2014-го – до 2,2 млн т-км, говорится в
материалах Росавиации. Причем на международных линиях на 19,9%, а вот во
внутреннем сообщении объем перевозок упал на 16,2%. Нельзя не отметить, что
динамика роста снижается.

Напомним, что за 3 месяца 2015 года грузооборот российских авиакомпаний вырос
на 20,3%, до 768,9 млн т-км. Однако в мае 2015-го рост несколько замедлился –
до 10,7% по отношению к маю 2014-го.

По мнению старшего аналитика Центра экономического прогнозирования
Газпромбанка Кирилла Никоды, существующий перекос в грузообороте воздушным
транспортом по направлениям объясняется ростом крупнейшей компании
«ЭйрБриджКарго», в частности, ее активной работой на международных маршрутах.

По данным самого перевозчика, за 5 месяцев текущего года рост тоннажа
составил 16% по сравнению с аналогичным периодом 2014-го. «С января по май
авиакомпания перевезла 180 605 т грузов по своей маршрутной сети, соединяющей
Европу, Азию и США через Россию. В настоящее время авиакомпания «ЭйрБриджКарго»
выполняет регулярные рейсы в 26 направлениях в 14 странах флотом из 14 грузовых
«Боинг-747», – сообщают в пресс-службе компании.

К. Никода полагает, что текущий год будет позитивным для мировой авиаотрасли,
в частности, благодаря снижению цен на нефть и топливо.

Однако, по расчетам Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA),
темпы роста мирового рынка грузовых авиаперевозок несколько замедлятся в
сравнении с прошлым годом, до 5,5%. Выручка прогнозируется на уровне $62 млрд,
объемы перевозок – 54,2 млн т.

По данным маркетингового агентства DISCOVERY Research Group, по итогам 2014
года объем грузоперевозок воздушным транспортом составил 1036 тыс. т, что на
3,5% больше, чем в 2013-м. Объем грузооборота в 2014 году составил 5,2 млрд
т-км, что на 4% больше, чем в 2013-м. Международные перевозки грузов и почты
демонстрировали рост в 2014 году на 7,5%. Внутренние перевозки при этом
снизились на 5,1%. Наибольший объем авиаперевозок грузов и почты в 2014 году
пришелся на международные перевозки между Россией и зарубежными странами за
пределами СНГ – 716,5 тыс. т. В целом же тенденция 2014 года продолжается.

Причины и следствие

Руководитель альянса Associated Cargo Experts Мирослав Золотарев уверен, что
снижение объемов внутренних грузовых авиаперевозок сохранится и даже усилится,
если не предпринимать никаких действий по стабилизации и поддержке отрасли в
России. «На рост международных авиаперевозок прежде всего влияет увеличение
международного транзита, выполняемого российскими авиакомпаниями, то есть он не
связан напрямую с объемами грузов, производимых экономикой России, а
следовательно, является косвенным показателем состояния отрасли», – поясняет он.

По мнению М. Золотарева, на данный момент основными проблемами отрасли в
России можно назвать устаревший парк воздушных судов (20% авиакомпаний имеют
грузовые суда, из 134 грузовых самолетов на рынке 88% российские, 12% –
иностранные, при этом иностранными судами перевозится 50% грузов).

«Кроме того, с 2000 года численность аэродромов сократилась на 30%. Также на
снижение объема перевозок внутри страны оказывает негативное влияние
несовершенство существующей схемы организации грузовых перевозок. Московский
авиационный узел обрабатывает более 60% грузопотока, испытывая дефицит
пропускной способности, в то время как аэропорты Новосибирска, Красноярска и
Екатеринбурга используются лишь на 50%, а мощности в Хабаровске – на 60%», –
сетует он.

Также среди причин, которые мешают развитию региональных перевозок, эксперты
называют как отсутствие крупных логистических операторов, способных
организовывать грузовые перевозки с минимальной стоимостью за счет
мультимодальности, так и недостаточно развитую инфраструктуру в аэропортах.

«Сегодня существуют проблемы стыковки между разными видами транспорта.
Сформировался замкнутый круг: ценовая политика региональных аэропортов далека
от гибкой, в то же время ценовая конкуренция с другими видами транспорта не
позволяет формировать объем авиационного груза, достаточный для развития
инфраструктуры аэропортов», – комментирует М. Золотарев.

Отсутствие конкуренции мешает развитию

По мнению экспертов, одна из сегодняшних проблем – это отсутствие конкуренции
на рынке. По оценкам Центра ГА и Минтранса России, привлечение мультимодальных
операторов, иностранных компаний на рынок и создание аэропортов-конкурентов –
все это приведет к увеличению грузооборота в 2 раза, что даст дополнительный
доход в $3–4 млрд в год.

Например, Emirates уже использует Домодедово как транзитный хаб по маршруту
Дубай – Москва – Франкфурт – Дубай, имея грузовой самолет В777 на маршруте.
Так, Singapore Airlines использует Домодедово как хаб на маршруте Сингапур –
Москва – Хьюстон.

«Важно повысить привлекательность российских аэропортов в качестве
логистических центров для иностранных авиакомпаний путем увеличения числа
стоянок воздушных судов, улучшения состояния аэропортов, повышения количества
квалифицированного персонала, оптимизации стоимости обслуживания. Создание
свободных экономических зон в аэропортах-хабах привлечет дополнительные
торгово-промышленные мощности. Нужно внедрить международный стандарт e-freight
и полностью перейти на безбумажное оформление транзитных грузов», – уверен М.
Золотарев.

По его словам, обязательное условие развития отрасли в России – создание
национальной опорной сети аэропортов-хабов и сочетание воздушного и
железнодорожного транспорта.

Другие участники отрасли уверены, что развитие авиаперевозок в первую очередь
связано с состоянием экономики в России и в мире.

«Развитие грузовых авиаперевозок связано с общим восстановлением экономики и
спроса на розничные товары. Одним из драйверов роста может стать
онлайн-торговля. В более долгосрочной перспективе возможны изменения глобальных
торговых маршрутов, а значит, использование российской аэропортовой
инфраструктуры для складирования, хранения и консолидации товаров, например, на
маршруте Азия – Европа», – полагает К. Никода.

Авиаперевозки никогда не были массовым продуктом. Однако аналитики полагают,
что рост грузооборота крупнейших авиакомпаний продолжится и, возможно, по
итогам года превзойдет показатели 2014-го.