Франчайзинг в России в последнее время растет весьма внушительными темпами. Уже в настоящий момент, по мнению экспертов, предложение по франшизам значительно превосходит количество тех, кто хотел бы купить франшизу
Однако, казалось бы должные чувствовать себя весьма вольготно при таком рынке франчайзи оказались перед невероятно сложным выбором: ведь теперь покупка готового бизнеса стала довольно рискованным делом и оно вовсе не обязательно принесет будущему владельцу хороший доход. Дело в том, что на рынке в последнее время значительно увеличилось количество «подделок» — франшиз, которые требуют серьезных вложений и не способны «отработать» вложенные в них средства.
Несмотря на то, что в настоящий момент достигнута довольно высокая насыщенность рынка франчайзинга предложением, данный вид построения собственного дела в России еще вовсе не планирует останавливаться в росте. По оценкам консалтингового агентства «Консалтинг-Плюс», за последние шесть лет рынок увеличился более чем в 10 раз, а количество компаний-франчайзеров превысило пять-шесть сотен. Аналогичную статистику можно видеть и на других тематических ресурсах, например, на сайте Franchisees. ru в базе данных представлено весьма внушительное количество брендов. По мнению экспертов, стабильный, пусть и невысокий, рост рынка мы будем наблюдать еще несколько лет.
Наше предложение по франчайзингу
Интерес, проявившийся у отечественных предпринимателей к данному виду построения и развития бизнеса легко объяснить. Франчайзер получает отличную возможность расширить свою сеть, при этом привлечь материально ответственного управляющего с собственными средствами для инвестирования. Для второй стороны, франчайзи, покупка готового бизнеса — возможность противопоставить себя крупным столичным, да и местным структурам, уже завоевавшим изрядную долю рынка, не отлаживая при этом работу с нуля. Именно так считает специалист отдела франчайзинга сети отелей «Мастер-Отель» Юлия Быстровская.
Итак, резюмируем коротко преимущества того, чтобы купить франшизу: сразу готовая высокая бизнес-репутация отлаженный до мелочей бизнес консультационная и маркетинговая помощь возможность рекламировать свой бизнес без существенных вложений помощь в аренде, переговорах с поставщиками, лицензировании и так далее.
Однако, как уже говорилось, франшиза франшизе рознь, и будущий покупатель должен со всей серьезностью воспринимать данную информацию и быть готовым к тому, что даже представляемые сведения о возможных доходах не всегда соответствуют действительности.
На рынке России сегодня более 30% «дутых» франшиз
Если, скажем, франшиза Aura Code будет с минимальной разницей давать отдачу в различных крупных населенных пунктах, то для сети кофеен или магазинов обуви необходимо длительное и планомерное продвижение бренда, что можно наблюдать далеко не всегда. В противном случае купить франшизу будет большой ошибкой: потребитель еще просто не знает такой товарный знак, а «роялти» при этом платить все же придется.
Однако, как считает консультант по франчайзингу Дмитрий Томский, почти половина всех «дутых» франшиз — это специально созданные для продажи пакеты, которые совершенно «не готовы к употреблению». То есть, будущий владелец не приобретает практически ничего, включая тот стабильный доход, который он ожидал. И в итоге оказывается перед неприятной реальностью: покупка готового бизнеса требует дополнительных финансовых вливаний, а главное — времени и сил на разработку схемы функционирования и окончательную «пуско-наладку». По мнению начальника подразделения отдела франчайзинга «33 Пингвина», торговой сети по продаже премиум-мороженого, Евгения Жевко это — чистейшей воды спекуляция. Однако обнаружить «подделку» бывает не так и просто: порой изготовители подобных франшиз готовы ждать годами, чтобы в итоге сорвать свой куш.
Если вы пока не поднаторели во франчайзинге, то идеальным вариантом для вас будет франшиза Aura Code или любой другой бизнес, не требующий серьезных вливаний. Сотрудничая с главным филиалом, вы сможете «откатать» все нюансы, выяснить все тонкости работы вашего бизнеса, понять, действительно ли «под крылом» франчайзера живется значительно спокойнее и увереннее в завтрашнем дне.
Второй вариант «дутых» франшиз, которые выводятся на рынок, — это франшизы, которые можно назвать «сырыми». А ведь покупатель готового бизнеса желает получить уже проверенный продукт, он хочет точно знать, что и как лучше наладить, например, где стоит подбирать персонал для своей автозаправки и в какое время лучше закрывать кафе по выходным, какими товарами должна наполняться стойка, которую предоставила франшиза Aura Code.
А в это время франчайзер еще не имеет достаточного опыта, чтобы поделиться им со своим франчайзи. И в этом случае именно франчайзи становится «опытным полигоном» для франчайзера, а не наоборот — именно так считает Дмитрий Томский. И зачастую наличие подробнейшего пакета, сопровождающего франшизу, не является фактом, доказывающим ее реальную детальную проработку.
Таким образом, хотя покупка франшизы может послужить неплохим стартом для начинающего предпринимателя, все же он может столкнуться с определенными сложностями: с недостаточно раскрученным брендом, который неизвестен покупателю с отсутствием реально построенного бизнеса с неготовностью франчайзера поддержать и детально проинструктировать франчайзи.
В условиях пока не слишком развитого российского рынка франчайзинга все эти факторы сдерживают рост. Так что на начальном этапе работы в этом сегменте консультация специалиста будет отнюдь не лишней. Можно также воспользоваться советами профессионалов этого бизнеса. Итак, как же понять, что имеешь дело с добросовестной компанией?
Компания будет иметь несколько длительно существующих франчайзи.
Продолжительность франшизы — не менее двух лет.
Развитая сеть собственных предприятий в различных городах.
Небольшой первый взнос и большое роялти.
Баланс между требованиями к кандидату и предлагаемыми услугами.
Баланс между известностью бренда и требованиями к франчайзи.
Доступность статистики по компаниям франчайзера.