Через границу мигом

О значении передовых информационных технологий в деятельности Федеральной
таможенной службы, организации электронного взаимодействия между таможней и
железной дороги рассказал начальник Главного управления организации таможенного
оформления и таможенного контроля ФТС России Дмитрий Жуков

Дмитрий Борисович, как известно, правительство РФ поставило задачу перевода
всего межведомственного документооборота в электронный вид. Расскажите, как
организован электронный оборот документов между ФТС России и железной дорогой?

Дмитрий Жуков: С 2010 года ФТС России проводит планомерную работу по переходу
на электронный документооборот не только с РЖД, но и с другими учреждениями,
организациями, ведомствами, с участниками внешнеэкономической деятельности. Это
особенно актуально для деятельности таможенных органов, поскольку повышает
эффективность и скорость таможенных операций. Поэтому в 2011 году утвержден
План основных мероприятий по организации электронного взаимодействия между ФТС
России и РЖД. Мероприятия этого плана направлены на совершенствование
технологий и процедур, упрощение и ускорение таможенных операций и таможенного
контроля в железнодорожных пунктах пропуска через государственную границу
Российской Федерации. Был также разработан и утвержден приказом ФТС России
Временный порядок обмена электронными документами и сведениями при совершении
таможенных операций и проведении таможенного контроля в отношении
железнодорожных составов и товаров, убывающих с таможенной территории
Таможенного союза.

Что фактически уже сделано для налаживания между двумя ведомствами обмена
документами в электронном виде?

Дмитрий Жуков: В настоящее время проводится эксперимент по совершению
таможенных операций и проведению таможенного контроля с использованием
документов и сведений в электронном виде на объектах пилотной зоны, в том числе
при перемещении товаров и транспортных средств через российско-финляндский
участок государственной границы (таможенный пост ЖДПП Бусловская Выборгской
таможни, таможенный пост МАПП Светогорск Выборгской таможни). В последующем
возможность представления документов и сведений в электронном виде при
осуществлении железнодорожных перевозок станет возможной во всех таможенных
органах Российской Федерации.

Каковы итоги и результаты данного эксперимента?

Дмитрий Жуков: За время его проведения в единую автоматизированную
информационную систему таможенных органов от наших коллег поступило более 2000
сообщений, содержащих электронный пакет документов и сведений. Полученная
информация успешно обработана в рамках эксперимента и использована при
совершении последующих таможенных операций. Предусмотрено также направление в
электронном виде в РЖД информации о декларациях на товары, по которым принято
решение о выпуске.

Какое значение имеет этот фактор для участников ВЭД?

Дмитрий Жуков: Наша цель — максимально облегчить ведение внешнеэкономической
деятельности. А получение железной дорогой информации в электронном виде о
декларациях на товары, по которым принято решение о выпуске, является
основанием для совершения операций, связанных с погрузкой и перемещением
товаров по территории Российской Федерации, и ускоряет процесс их таможенного
оформления. Проведение таможенного контроля в соответствии с Временным порядком
предусматривает представление только необходимых документов и сведений, которые
ранее не были представлены в таможенные органы. Так, Временным порядком
предусмотрено представление лишь информации о выпущенных декларациях на товары,
а не самих оформленных документов с отметками таможенных органов. Кроме того,
учитывая, что в таможенном органе имеются представленные при декларировании
коммерческие документы на перевозимые товары, их повторное представление при
совершении таможенных операций при убытии товаров и транспортных средств не
потребуется. Таким образом, применение Временного порядка позволит отказаться
от использования бумажных носителей и применять пункт 2 статьи 163 Таможенного
кодекса Таможенного союза при совершении таможенных операций и проведении
таможенного контроля в железнодорожных пунктах пропуска в полном объеме.

Описанный эксперимент распространяется только на товары, оформляемые только на
таможенных постах ЖДПП Бусловская Выборгской таможни и МАПП Светогорск
Выборгской таможни?

Дмитрий Жуков: Работа в этом направлении продолжается. Следующим шагом стало
проведение аналогичного эксперимента в отношении товаров, прибывающих в
Российскую Федерацию, в рамках приказа ФТС России 11 марта 2013 г. N 444 «Об
утверждении Временного порядка обмена электронными документами и сведениями в
электронном виде при совершении таможенных операций и проведении таможенного
контроля в отношении железнодорожных транспортных средств и товаров,
прибывающих на таможенную территорию Таможенного союза». Результатом этой
работы станет внедрение в таможенных органах и предприятиях железной дороги
совместного электронного документооборота при осуществлении международных
перевозок товаров железнодорожным транспортом в промышленных масштабах. Это
позволит существенно сократить сроки подготовки документов, необходимых для
экспорта и импорта товаров, избавить участников ВЭД от необходимости доставки
бумажных документов на железнодорожные станции для получения или отправки
вагонов, а также упростит взаимодействие с налоговыми органами. Кроме того,
внедрение электронного документооборота позволит в полной мере использовать и
другую передовую таможенную технологию — предварительное информирование
таможенных органов о перемещаемых через таможенную границу товарах.

Всем известно, что с 17 июня 2012 года на территории Таможенного союза
вступило в силу Решение Комиссии Таможенного союза «О введении обязательного
предварительного информирования о товарах и транспортных средствах, ввозимых на
единую таможенную территорию Таможенного союза автомобильным транспортом».
Данное Решение не распространяется на взаимоотношения таможенного ведомства и
железной дороги?

Дмитрий Жуков: В настоящее время представление предварительной информации на
железнодорожном транспорте не является обязательным. Однако заинтересованные
субъекты ВЭД и предприятия железнодорожного транспорта с целью ускорения
пересечения товарами таможенной границы Таможенного союза активно представляют
ее в таможенные органы, что свидетельствует о высокой заинтересованности
бизнеса во внедрении новых информационных технологий при организации
транспортных процессов. С учетом проведенного анализа применения
предварительного информирования на автомобильном транспорте, а также
достигнутых его положительных результатах было принято решение изучить
возможность введения обязательного предварительного информирования таможенных
органов о перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза товарах и
транспортных средствах в железнодорожных пунктах пропуска.

Железнодорожный вид транспорта является одним из самых активно развивающихся,
им перевозятся значительные объемы экспортных и импортных грузов. В целях
ускорения таможенных процедур будет ли вводится предварительное информирование
в отношении товаров, перемещаемых железнодорожным видом транспорта?

Дмитрий Жуков: В результате работы, проведенной в тесном взаимодействии с
таможенными службами государств — членов Таможенного союза, специалистами
железных дорог России, Беларуси и Республики Казахстан подготовлен проект
Решения Евразийской экономической комиссии «О введении обязательного
предварительного информирования о товарах и транспортных средствах, ввозимых на
единую таможенную территорию Таможенного союза железнодорожным транспортом». В
настоящее время проект Решения проходит окончательную межгосударственную
процедуру согласования. Планируется его вступление в силу осенью 2014 года. С
этого дня условием ввоза товаров на единую таможенную территорию Таможенного
союза станет наличие в отношении них обязательной предварительной информации.
Состав такой предварительной информации определен в объеме сведений, указанных
в статьях 159 или 182 Таможенного кодекса Таможенного союза.

Кстати

Евразийская экономическая комиссия разработала проект Решения Коллегии ЕЭК «О
введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на
единую таможенную территорию Таможенного союза железнодорожным транспортом».
Необходимость такого документа обусловлена реалиями времени, возрастающими
угрозами безопасности общества, когда информация о товарах, перемещаемых через
границу, требует детальной и глубокой проверки, но при этом возрастающий
товаропоток ограничивает время на проверку. Таким образом, наличие у таможенных
органов предварительной информации о ввозимых товарах позволит произвести
проверочные мероприятия до их прибытия в пункт пропуска. Проект нужен для
оптимизации и ускорения совершения таможенных операций, повышения эффективности
таможенного контроля и сокращения очередей при въезде в Таможенный союз.