Коэффициент оборачиваемости и уровень обслуживания — показатели эффективности товарных запасов.

В конце каждого месяца для контроля за дефицитом на предприятиях рекомендуется
исчислять показатель уровняобслуживания покупателей по следующей формуле:
уровень обслуживания покупателей- это процент спроса, который может быть
удовлетворен непосредственно из запасав течение установленного периода,
отгрузка/спрос = отгрузка/(отгрузка+дефицит).Это показатель доступности запаса
в момент, когда он необходим для покупателя.

Если предприятие не полностью удовлетворяет спрос, покупатель вынужден искать
дополнительное количество где-то еще, а именно,- у конкурента. Чем выше этот
показатель, тем лучше, тем выше объем реализации, однако он должен быть
сбалансирован с объемом инвестиций в товарные запасы. Оптимальное значение
уровня обслуживания обычно около 95 процентов. Для обеспечения 100-процентного
уровня обслуживания покупателей из запаса потребуются значительные вложения
средств в страховые запасы, что омертвляет запасы и вызывает рост издержек по
хранению. При исчислении уровня обслуживания в расчет необходимо включитьтолько
те продажи, которые осуществляются из запаса. Нельзя в расчет включатьпродажи
других типов, такие как:

— реализация товаров, не поступающих в запас — товары, которые не были в
запасе, а были специально заказаны для удовлетворения специальногозаказа;
— реализация товаров по прямым или транзитным поставкам — материалы посланы
непосредственно от поставщика покупателю;
— реализация неожиданно крупных партий — отгрузки, осуществляемые посредством
специальной закупки у поставщика.

Отгрузки данных типов товаров не показывают, насколько эффективно используются
запасыдля удовлетворения немедленных потребностей покупателей. Данный
показатель является важным при анализе эффективности управления запасами,однако
должен представляться вместе с другими частными показателями,показателем
рентабельности. В анализе и планировании необходимо учитыватьвзаимосвязь уровня
обслуживания и других показателей управления запасами.

С точки зрения достаточности оборотного капитала большое значение имеет
показатель оборачиваемости товарных запасов. Он показывает, сколько раз в год
запасы проходят через организацию. Показатель получается путем деления годовой
суммы реализации на сумму товарных запасов по балансу.

В общем случае, когда это отношение является слишком большим (по сравнению с
предыдущими или со средними данными по промышленности), то это показывает
недостаточность запасов. Если же отношение слишком маленькое, это может
означать, что товарные запасы чрезмерны или, возможно, устарели.

Другим показателем достаточности капитала является отношение суммы товарных
запасов кчистому оборотному капиталу. Если это отношение показывает, что
высокий проценткраткосрочных оборотных средств представлен товарными запасами,
компания можетстолкнуться с недостатком ликвидных средств и ей будет трудно
выполнить своиобязательства в срок.

Исходя из приведенных выше показателей, можно сделать вывод, что скорость
оборотатоварных запасов должна быть настолько высокой, насколько это обосновано
экономически. Чем выше скорость оборота, тем выше ликвидность активов компании.
В то же время, чем больше показатель оборачиваемости, тем больше вероятность
отсутствия в запасе того, что требует покупатель, чаще навлекаются и
транспортные расходы.

Коэффициент оборачиваемости — это показатель того, насколько эффективно
используются вложенные в товарные запасы денежныесредства. Аналогично расчету
уровня обслуживания, при расчете используетсяправило: если потребности
заказчика удовлетворяются без участия запаса наскладе, то необходимо исключить
стоимость проданных таких товаров из расчетов.Тип реализации, который не должен
браться в расчет:

— прямые поставки от поставщика к покупателю, которые минуют запасы;
— специальные заказы покупателя, товары по которым отсылаются сразу же по
прибытии;
— реализация неожиданно крупных партий товара.

Каждый вариант реализации может являться прибыльным, но в каждом случае запасы
склада,который осуществляет продажу, остаются нетронутыми. Какова же должна
быть нормальная скорость оборота товарных запасов, к которой следуетстремиться?
Учет и отчетные данные об использовании товарных запасов должныдавать сведения
о скорости оборота товарных запасов в прошлом, с тем чтобыкомпания могла
определить, какая оборачиваемость является наилучшей для данныхтоварных статей
запасов. Предприятия обрабатывающей промышленности могутобратиться к индексам,
показывающим типичные общие пропорции для отдельныхотраслей производства.
Обычно торговцы промышленными товарами на западных предприятияхимеют значение
коэффициента оборачиваемости 6, если прибыльность 20 — 30процентов. Если
прибыльность составляет 15 процентов, число оборотовприблизительно 8. Если
прибыльность 40 процентов, то солидная прибыль можетбыть получена 3 оборотами
за год. Как было замечено ранее, не следует, что если6 оборотов хорошо, то 8
или 10 оборотов лучше. Эти данные являютсяориентировочными при планировании
обобщающих показателей.

Какое количество оборотов запасов является оптимальным, которое можно
закладывать вплан конкретного предприятия? Ответ на этот вопрос довольно
сложен, так каксуществует множество факторов, влияющих на ответ. Частота, с
которойзаказывается товар, время транспортировки, надежность поставки,
минимальныеразмеры заказа, необходимость хранить определенные объемы, все эти
факторывлияют на итоговое решение. К тому же накладывает большой отпечаток
используемая прикладная программа по управлению запасами. Чарльзом Боденстабом
было проанализировано большое количество компаний, использующих одну из систем
SIC в управлении запасами. Результаты эмпирического исследования были обобщеныв
следующей формуле:

Ожидаемое количество оборотов = 12 / ( f * ( OF + 0.2 * L )),

где OF — средняя частота заказа в месяцах (т.е. временной интервал между
размещением заказовпоставщику) L — средний период доставки в месяцах (т.е.
время междуразмещением заказа и получением товара) f — коэффициент, который
обобщает действие прочих факторов, влияющих на теоретическое количествооборотов.

Эти факторы следующие:

1. ширина ассортимента в хранении, т.е. необходимость хранения медленно
оборачивающихся запасов в целях маркетинга
большие чем требуется покупки в целях получения скидок за объем;
2. требования минимальной партии закупки ;
3. ненадежность поставщика;
4. факторы политики экономичного размера заказа;
5. затоваривание в целях промоушн;
6.использование поставки в две стадии.

Если эти факторы на обычном уровне, то коэффициент должен быть около 1.5. Если
одинили несколько факторов имеют экстремальный уровень, то коэффициент принимает
значение 2.0. К тому же принимается два допущения при использовании этой
формулы: неизбежные “мертвые запасы”, которые создаются только из-за
предполагаемого сезонного спроса, не берутся в расчет. Ниже приведена таблица,
которая иллюстрирует значения этой формулы для серий различных значенийпериодов
заказа и доставки, используя факторы 1.5 и 2.0.

Таблица 1. Зависимость оборачиваемости инвестированных в товарные запасы
средств отчастоты заказа (коэффициент f=1.5).

Таблица 2. Зависимость оборачиваемости инвестированных в товарные запасы
средств от частоты заказа(коэффициент f=2.0).

Например, подставляя частоту заказов 1 месяц и полмесяца время доставки и
фактор 2.0,получаем 5.5. оборотов. Это немногим более, чем двухмесячный объем
снабжениявсех товаров. (Получено делением 12 на количество оборотов). Почему
предприятиедопускает более чем месячный размер снабжения, если оно заказывает
каждыймесяц? Дело в том, что большая часть запасов находится в процессе
транспортировки(имеют место транспортные запасы), существуют также страховые
запасы.

Одним из допущений является то, что мертвые запасы исключаются из расчетов.
Обычноэти запасы составляют от 10 до 40 процентов запасов и действуют как “хомут
вокруг шеи запасов”. (т.е. если 25 процентов запасов мертвые, то они
автоматически сокращают количество оборотов на 25 процентов и потенциальный
уровень в 6 оборотов падает до 4.5). Фактор 1.5 допускает некоторые расширения
запасов, например, по причинам: требованиям минимальной партии, минимальной
партии для скидок, для удовлетворения условиям политики EOQ. Если возникают
новые факторы, то нужно использовать фактор 2.0. Практически не возникает
ситуаций,когда фактор больше 2.0.

На практике часто переоценивают значение показателя оборачиваемости. Принято
полагать, чтопоказатель оборачиваемости показывает, насколько хорошо фирма
управляет своимизапасами, чем выше показатель оборачиваемости, тем управление
запасами болееэффективно. По этой логике, самым эффективным способом улучшения
эффективностиуправления запасами является вложение всегда минимальных средств в
товарныезапасы. Однако подобная политика может привести к дефициту товаров и
снижениюобъемов реализации. Данный показатель является важным при анализе
эффективностиуправления запасами, однако должен представляться вместе с другими
частнымипоказателями и показателем рентабельности или сверхнормативной прибыли.
Оптимальное значение коэффициента оборачиваемости должно рассчитываться в
системном подходе с учетом максимизации показателя рентабельности. В анализе и
планировании необходимо учитывать взаимосвязь этого показателя с уровнем
обслуживания и другими частными показателями управления запасами.

При формировании ассортимента многие предприятия часто ориентируются на
показательоборачиваемости. Высокое значение показывает, насколько быстро
оборачиваютсязапасы данного наименования, но не показывает, насколько прибыльно
продаетсяэта ассортиментная позиция. Более совершенным и простым для расчета
являетсяпоказатель рентабельности инвестиций в запасы (объем маржинальной
прибыли запериод — в числителе). Если показатель оказался низким, это значит,
что либоустановлена слишком низкая наценка, либо созданы большие запасы, либо
то идругое. На какой бы показатель ни ориентировалось предприятие
(рентабельность, оборачиваемость,или объем продаж и т.д.) в планировании и
обобщающей оценке необходимоувязывать частные показатели друг с другом и
интегральным показателемрентабельности инвестиций в запасы. Сами по себе
показатели не даютпредставление, стремиться ли к их росту или снижению, какое
значениепоказателей оптимальное, показатели представляют отдельные проекции
системы и не представляют оценку системы в целом. Даже показатель
рентабельности в“плоском анализе” не отражает факторы, на него влияющие и по
нему не понятнокак его можно улучшить.

Показатель рентабельности, оборачиваемости, уровня обслуживания являются
тестовыми показателями, значительные отклонения которыхот плановых оптимальных
значений говорят о необходимости более детальногоанализа причин отклонений в
системе. Совершенствование набора показателейэффективности заключается в том,
что, помимо оборачиваемости и уровняобслуживания, необходимо использовать
интегральный показатель рентабельности, свозможностью проводения системного
анализа влияния на него внешних факторов.

Евгений Добронравин