Управление закупками

Управление закупками — область деятельности, в результате которой фирма
приобретает необходимые товары и услуги.

Значение деятельности по организации и управлению закупками можно
рассматривать в двух аспектах – тактическом и стратегическом

1. Снабжение (закупки)

В тактическом, оперативном плане – ежедневные операции, традиционно связанные
с закупками и направленные на избежание дефицита, отсутствия материальных
ресурсов или готового продукта. Отсутствие товара – необходимого количества и
качества, его несвоевременная доставка могут создать проблему у конечного
потребителя продукции или услуги. Эта мысль столь очевидна, что отсутствие
претензий у потребителя, вероятно, может служить показателем хорошего
снабжения. Трудность состоит в том, что некоторые компании никогда ничего
большего от функции снабжения не ожидают, поэтому ничего большего в этом плане
и не получают.

2. Стратегическая сторона снабжения

Собственно сам процесс управления закупками, связи и взаимодействия с другими
отделами компании, внешними поставщиками, потребностями и запросами конечного
потребителя, планирование и разработка новых закупочных схем и методов и т.п.
Потенциал стратегической сферы закупок велик. Его развитие и использование
зависит как от знаний о таком потенциале у руководства компании, так и от
способности эффективно распределять корпоративные ресурсы. Обязанность тех, кто
уполномочен управлять функцией снабжения — повсюду находить стратегические
возможности и привлекать к ним внимание высшего исполнительного руководства
компании.

Такие термины, как «закупка», «поставка», «снабжение», «обеспечение сырьем и
материалами» и т.д. являются практически взаимозаменяемыми. Единого определения
каждого термина не существует. В некоторых источниках «закупка» означает
разовую сделку, нацеленную на приобретение необходимого в данный момент сырья и
материалов. В таком случае этот термин характеризует тактическую деятельность
отдела закупок фирмы.

А термин «снабжение» описывается как целостный процесс закупочной
деятельности: выявление необходимости в материалах, сырье и услугах, поиск,
анализ и выбор поставщиков, развитие отношений с ними, переговоры по цене,
качеству и прочим условиям, контроль качества поставляемой продукции и т.д. Эту
деятельность, скорее, можно отнести к стратегической деятельности отдела
закупок.

В ряде случаев можно встретить понятие снабженческого (материального)
менеджмента, под которым понимается планирование и контроль над всем входящим
материальным потоком (материальными ресурсами и готовой продукции), поступающим
в компанию.

Сюда относят следующие виды деятельности:

* Планирование поступлений материальных ресурсов и (или) готовой продукции и
контроль на этом этапе;
* Собственно закупки;
* Доставка;
* Приемка и контроль качества;
* Хранение и отпуск на производство;
* Распоряжение невостребованными или некачественными остатками;
* Утилизация отходов производства;

Зачастую материальный менеджмент в промышленных компаниях в западной
логистической практике охватывает сферы закупок и материально- технического
обеспечения производства, которые бывает трудно разграничить.

На типичном производственном предприятии за поступление материалов и
компонентов со стороны в нужное место и нужное время (procurement) отвечает
отдел снабжения.

Но как только производственный процесс запущен, обслуживание всех возникающих
после этого потребностей в перемещении материалов и полуфабрикатов внутри
предприятия классифицируется как материально–техническое обеспечение
(поддержка) производства.

Сфера деятельности, связанная с закупками подразумевает все функции,
выполнение которых необходимо для непрерывного обеспечения фирмы ежедневно и в
долгосрочном периоде.

Поэтому деятельность логистического менеджера (менеджера по закупкам) включает
следующие задачи:

* определение потребности в материальных ресурсах;
* поиск потенциального поставщика;
* оценка возможности закупки в нескольких альтернативных источниках;
* выбор метода закупки;
* установление приемлемой цены и условий поставки;
* мониторинг товара до момента его доставки;
* оценка продукции поставщика и услуг.

Если же функции закупки расширить, то к ним будут относиться и инвентарный
контроль, транспортировка, приемка закупаемой продукции и контроль на всех этих
этапах.