Типология запасов в логистике

Запас-совокупность объектов, имеющихся в наличии в конкретный момент времени,
и измеряемая в абсолютных единицах.

Запас — обязательный атрибут любой экономической системы, сглаживающий
неравномерности производства, распределения, обмена и потребления материальных
благ. Мера обоснованности запаса определяет его положительный или отрицательный
момент в экономике соответствующей организации (например, стратегические запасы
государства).

Запасы могут рассматриваться как частный случай материальных потоков (т.е.
поток со скоростью 0).

В своем кругообороте материальные потоки образуют промежуточные «узлы», то
есть скопление того или иного количества материальных ресурсов (запасы).
Образование материальных запасов является неизбежным. Запасы необходимы для
обеспечения непрерывности процессов производства и потребления.

Запасы имеют двойственный, противоречивый характер: с одной стороны, запасы
обеспечивают непрерывность и надежность процесса воспроизводства — в этом их
положительное значение, а с другой, в запасах омертвляются значительные массы
материальных и финансовых средств — в этом отрицательное значение запасов.

Совокупный материальный запас национальной экономики подразделяется на:

· производственные запасы;

· запасы незавершенного производства;

· товарные запасы;

· транспортные (запасы в пути);

· государственные материальные резервы;

· материальные запасы домашних хозяйств.

К данной классификации видов запасов по функциональному назначению следует еще
добавить специфический вид запаса -сезонный запас.

Производственные запасы — это материальные ресурсы, находящиеся на складах
предприятий и предназначенные для производственного потребления.

Запасы незавершенного производства — это промежуточные продукты, находящиеся
на различных стадиях производственного процесса. Их объем зависит от
особенностей и продолжительности технологического процесса.

Товарные запасы — это материальные ресурсы, находящиеся на складах торговых
предприятий или на складах готовой продукции производственных предприятий и
предназначенные для реализации (продажи).

Транспортные запасы — это материальные ресурсы, находящиеся в процессе
перемещения между субъектами рынка — товаропроизводителями, предприятиями
оптовой и розничной торговли.

Государственные материальные резервы (стратегические запасы) — совокупность
запасов средств производства и предметов потребления, создаваемых и
поддерживаемых для использования в непредвиденных и чрезвычайных ситуациях.

Сезонные запасы формируются при сезонном характере производства продуктов
(например, сельскохозяйственной продукции), их потреблении или вызваны
действием транспортного фактора (например, районы Крайнего Севера), а также для
сглаживания сезонных колебаний величины спроса.

Исходя из задач планирования объемов запасов и обеспечения надежности
логистической системы, выделяют следующие части запаса:

· текущий;

· страховой;

· подготовительный.

Текущий запас — обеспечивает непрерывность производства или процесса
реализации (продаж) между двумя текущими поставками.

Страховой запас — обеспечивает непрерывность и надежность логистического
процесса в случае непредвиденных обстоятельств (например, недопоставка, срыв
сроков поставки).

Подготовительный запас — создается в случае необходимости осуществления
дополнительных операций требующих времени (например, сушка древесины,
дополнительный входной контроль качества, дополнительные производственные
услуги — нарезка, раскрои, расфасовка и.т.д.).

Важной задачей управления запасами на уровне национальной экономики — найти
соотношение видов запасов, создать условия формирования оптимального
совокупного запаса.

Различают несколько систем регулирования запасов:

· система с фиксированным размером заказа;

· система с фиксированной периодичностью;

· система с двумя фиксированными уровнями запасов и с фиксированной
периодичностью заказа;

· система с двумя фиксированными уровнями без постоянной периодичности заказа

Похожие записи