2012-2014 Исследовательский центр ИПМ провел опросы 400+ малых и средних
белорусских предприятий. Результаты были опубликованы на днях в материале
«Белорусские МСП в ЕАЭС: вызовы и перспективы». Автор – Андрей Скриба.
Вот какие выводы можно сделать из материала.
Малый и средний бизнес Беларуси по-прежнему остается «замкнутым» на
внутреннего потребителя.
Уровень важности рынков для белорусских МСП в 2014
Россия и Казахстан – наиболее важные внешние рынки.
Особенно они привлекательны для компаний с численностью сотрудников 100+.
При этом в прошлом году 58% белорусских компаний заявили, что не в состоянии
конкурировать на рынкеТС/ЕЭП.
Главным фактором низкой конкурентоспособности на внешних рынках (вне
зависимости от сфер деятельности МСП) называетсяотсутствие необходимых средств
на рекламу и PR.
Причины низкой конкурентоспособности белорусских МСП на рынке ТС/ЕЭП в 2014 в
зависимости от сферы деятельности, %
Факторы конкурентоспособности зависят от размера МСП.
Причины низкой конкурентоспособности белорусских МСП на рынке ТС/ЕЭП в 2014 в
зависимости от размера предприятия, %
В 2015 году на белорусских предпринимателей стал оказывать влияние кризис.
Привлекать кредитные ресурсы стало невыгодно. Снизился спрос на внутреннем
рынке. В исследовании прогнозируется, что если российский рубль в ближайший год
не укрепится, то девальвация белорусского рубля будет медленно продолжаться.
Одновременно автор выделяет и возможности, которыми МСП могут воспользоваться
сегодня:
1. В условиях Таможенного союза с Россией белорусские компании, в том числе и
МСП, формально имеют право импортировать оказавшиеся в избытке европейские
продовольственные товары. И после их переработки – экспортировать на российский
рынок. Однако такая возможность носит временный характер.
2. Малый и средний бизнес в сфере производства продовольствия может занять
место европейских компаний на российском рынке. Сделать это будет непросто
из-за девальвации в России. Однако в долгосрочной перспективе, по мере
восстановления российской экономики и роста уровня доходов на этом рынке, такой
шаг может сыграть решающую роль в росте и развитии ряда фирм.
Потенциал белорусских МСП в условиях евразийской экономической интеграции
www.probusiness.by