Разработка и внедрение систем мотивации по целям и KPI в компании

Каким образом цели и KPI отдельных подразделений и сотрудников связаны с
миссией и стратегией компании? Как в разных компаниях происходит процесс
разработки и выбора KPI? Как часто происходит корректировка целей и KPI?
Привязаны ли KPI к материальному вознаграждению сотрудников? Происходит ли
процесс согласования KPI между подразделениями, в частности между Supply Chain
и Sales/Marketing командами? Какие KPI используются в компаниях для измерения
эффективности цепей поставок? Как определяются целевые значения каждого KPI?
Вот только некоторые вопросы, которые обсуждались на встрече участников
сообщества Совет профессионалов по цепям поставок 16 июня в
Научно-образовательном центре инновационных технологий в логистике (НОЦ-ТЛ)
МАДИ. В ней приняли участие менеджеры и специалисты по логистике и управления
цепями поставок российских и западных компаний.

Целью встречи был обмен опытом и знаниями о том, как происходит процесс
разработки и внедрения систем мотивации по целям и KPI в компаниях участников
встречи.

Разработка KPI в цепях поставок связана с немалыми трудностями. В первую
очередь тем, что среди великого множества показателей, необходимо выбрать
именно те, которые действительно являются ключевыми. Второй момент, который
также важен – показатели нужно сбалансировать как в звеньях цепи, так и в
четырех областях измерения – время, качество, деньги и производительность.

После жаркой дискуссии в первой половине встречи, участники разделились на
команды и разработали KPI для четырех областей деятельности цепей поставок: 1)
Прогнозирование спроса, управление запасами, планирование и сервис, 2)
Транспортная логистика и дистрибуция, 3) Складская логистика, 4) Производство,
закупки и снабжение.

Первая команда выделила показатели, использующиеся в компаниях участников как
ключевые: Bias, MAPE, оборачиваемость и уровень сервиса. Первые два показателя
относятся к измерению точности прогноза продаж, два других измеряют
эффективность управления запасами и удовлетворенность клиентов соответственно.

Вторая команда отметила пять показателей, среди которых стоимость доставки на
единицу продукции, своевременная доставка груза, скорость загрузки транспортных
средств, потери при транспортировке и стоимость эксплуатации транспорта.

Третья команда определила три показателя эффективности складской логистики:
количество претензий, стоимость операций на единицу продукции и простой
автотранспорта.

Интересный подход продемонстрировала четвертая команда. Участники рассказали о
показателе Fill Rate, используемого в компании М.видео для оценки эффективности
работы поставщиков. Фактически, этот KPI является совокупным показателем сразу
для нескольких областей измерения: брак, корректность заполнения документов,
опоздание транспорта, расхождения по количеству, качество паллетирования и
правильность мастер-данных.

Презентации команд вызвали множество вопросов участников, споров и обсуждений.
Время пролетело незаметно, что ещё раз доказывает актуальность вопроса и
интерес к теме KPI. Как отметил один из участников, в определенный момент
времени было непонятно — кто докладчик, а кто слушатель, а по окончании встречи
обсуждение продолжалось и за пределами помещения.

Безусловно, за короткое время невозможно охватить все вопросы, касающиеся темы
разработки и внедрения целей и KPI в цепях поставок. Тем не менее, польза от
подобных встреч для их участников очевидна. Получение новых знаний и навыков,
обмен идеями и лучшими практиками с коллегами из разных компаний способствует
профессиональному росту участников, а также помогает улучшать процессы в их
компаниях.

Тарас Пархомчук, эксперт

www.supplychainrussia.ru