Страхование грузов: кто отвечает за повреждение груза в результате не правильного крепления?

Невзирая на то, что на сегодняшний день действуют нормативные акты, на
основании которых вся ответственность, как правило, ложится на «хрупкие» плечи
грузоотправителя, судебные решения показывают неоднозначность в данном вопросе.
В большинстве случаев виноватым в повреждении груза оказывается перевозчик.

Чем регулируются отношения в случае повреждения застрахованного груза по
причине некачественного крепления:

1. Конвенцией о Договоре Перевозки Грузов (КДПГ) от 19.05.1956 г. не
определяется, как идентифицировать лица, которые отвечают за крепление груза.

2. Постановление Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 «Об утверждении Правил
перевозок грузов автомобильным транспортом». В пункте 50 написано, что погрузка
груза в транспортное средство и контейнер осуществляется грузоотправителем,
если иное не предусмотрено договоренностью сторон, а в приложении №7 данного
Постановления, в подпункте 4 уточняется, что в перечень работ по погрузке
грузов входит так же и его крепление в транспортном средстве.

3. Аналогичная ответственность, как и в пункте 2, за крепление груза прописана
в: Федеральном законе от 08.11.2007 N 259-ФЗ (ред. от 06.11.2011) «Устав
автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» и
«Общих правилах перевозок грузов автомобильным транспортом» (утв. Министерством
автотранспорта РСФСР 30.07.1971).

На основе приведенных выше законодательных актов и судебной практики, мы
делаем вывод, что законодательство РФ не слишком требовательно к перевозчикам в
части их ответственности за крепление груза. В качестве примера предлагаем
рассмотреть Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 02.07.2008 N
Ф08-3378/2008 по делу N А63-11575/07-С3-18. Дело рассматривалось в кассации
(кассационная инстанция):

Основная суть дела:

Компания «Икс» (Истец) передала компании «Игрик» (Ответчику) заявку на
перевозку груза (листовое стекло). Упаковку и погрузку застрахованного груза
осуществлял грузоотправитель. При выгрузке были обнаружены повреждения груза
(бой стекла). В заключении эксперта указано, что было нарушены требования
предъявляемые к по погрузке стекла. В частности, отмечено, что «упаковка
(деревянный каркас) установлена на металлическую пирамиду длиной 220 см, что не
соответствует длине упаковки стекла (340 см), и закреплена эластичными ремнями.
Застрахованный груз упакован в деревянные каркасы, в которых отсутствуют
перекладины, прокладочный и уплотняющий материал».

Позиция Истца:

В нарушение § 14 раздела 5 Правил перевозки грузов ответчик не сообщил
грузоотправителю о замеченных недостатках при укладке и креплении
застрахованного груза, угрожающих его сохранности, а также не проверил
соответствие укладки и крепления груза на подвижном составе требованиям
безопасности движения и обеспечения сохранности.

Позиция Ответчика:

Упаковку и погрузку стекла листового осуществлял грузоотправитель. По этой
причине с перевозчика снимается всякая ответственность.

Позиция суда по делу:

Из материалов дела усматривается, что упаковку и погрузку застрахованного
груза листового осуществлял грузоотправитель. Правила перевозки, приводимые
Истцом в обоснование своей позиции, возлагают на водителя обязанность проверить
качество укладки и крепления груза только на предмет обеспечения безопасности
дорожного движения. Указанные нормы не возлагают на перевозчика обязанности
проверить упаковку и крепление груза для обеспечения его сохранности при
перевозке. Оценив предоставленные доказательства, суд сделал вывод о
доказанности перевозчиком того, что повреждение застрахованного груза произошло
вследствие обстоятельств, которые он не мог предотвратить и устранение которых
от него не зависело.

Из всего выше изложенного становится понятно, что процесс и качество упаковки,
укладки и крепления застрахованного груза всецело лежит на грузоотправителе, но
только в той части, в которой такие упаковка, укладка и крепление могут
повредить сам перевозимый товар. А вот в части обеспечения безопасности в
процессе самой перевозки и нанесения вреда застрахованным грузом третьим лицам
или создание аварийной ситуации всецело отвечает перевозчик. Но если в договоре
на перевозку указано, что перевозчик своими силами обеспечивает укладку и
крепление груза в транспортное средство и несет полную ответственность за эти
действия, то позиция суда будет уже на стороне грузоотправителя, так как
обязанность обеспечить сохранность груза прописана в самом договоре.

Чтобы обезопасить себя со всех сторон мы рекомендуем страховать груз и
ответственность перевозчика, так как в случае повреждения груза судиться будут
уже страховые компании между собой, что даст возможность остальным участникам
процесса продолжить работу без конфликтов.

www.lobanov-logist.ru

Похожие записи