Одним из способов снижения затрат на логистические бизнес-процессы в рамках
логистической стратегии минимизации инвестиций в логистику является
использование аутсорсинговой логистической схемы.

Практика аутсорсинга как некой стратегии компании берет свое начало в 80-ые
годы 20 века. Впервые в полной мере аутсорсинг стали использовать крупные
компании-производители товаров массового потребления в части
товаропроизводства. Именно в этот период многие товаропроизводители мирового
уровня столкнулись с кризисом, который заключался в том, что корпорации того
времени стали слишком громоздкими, с огромным штатом работников, с
многомиллиардной собственностью и производством огромного количества товаров.
Такая ситуация была наиболее типичной для США и усугублялась экономическим
спадом того времени. В следствие этого возникла устойчивая тенденция,
заключавшаяся в стремлении крупных компаний отмежеваться от производства и
сосредоточиться на управлении организацией в целом. Компании впервые намеренно
пытаются отказаться от своих громоздких производств, которые требуют
значительных финансовых вложений.

В этих условиях зарождается новая модель организации деятельности компании,
ориентированных на административные бизнес-процессы — так называемый подрядный
способ производства, или аутсорсинг производства. Теперь производственная
деятельность компании строится на лицензионных соглашениях, на предоставлении
прав на производство сторонним организациям. Бывшие товаропроизводители
превращаются в потребителей бизнес-услуг, а на первый план выходит разработка
наиболее эффективных корпоративных стратегий и аутсорсинговых схем производства.

Кроме того, период 80-ых — начала 90-ых годов 20 века приходится на нисходящую
фазу Кондратьевского цикла, которая, в свою очередь, предполагает, что прибыли
в сфере производства снижаются, и крупные предприниматели стремятся перенести
свою деятельность в финансовую сферу. Снижение традиционных издержек
производства оказывается менее значимым, чем повышение эффективности управления
и сокращение функциональных отделов организации.

В процессе дальнейшего развития тенденции снижения затрат компании стали
использовать аутсорсинг в других бизнес-процессах компании помимо производства.

В логистике аутсорсинг имеет ту же задачу, что и в других сферах (в том числе
и производственной), а именно — снижение затрат компании. Аутсорсинг при
грамотном построении и реализации аутсорсинговых схем может стать одним из
важнейших инструментов оптимизации логистической цепочки. Для крупных компаний
логистический аутсорсинг может стать необходимым элементом управления сложными
алгоритмами поставок.

Перед руководителем компании встает вопрос о целесообразности применения
аутсорсинговых схем, а в случае использования аутсорсинга — решение вопроса о
том, какие логистические функции необходимо отдать компании-подрядчику, а какие
оставить за внутренними отделами логистики организации.

Наиболее оптимальным решением является сочетание собственной логистики
компании и использование аутсорсинговых схем. И в том, и в другом случае
необходимо ориентироваться на генеральную стратегию и цели компании, которые
требуют своей реализации в процессе корпоративной деятельности. Развитие
собственной логистики, помимо наработанного опыта и независимости от сторонних
посредников, обеспечит компании персонализированный сервис, отвечающий
внутренним запросам и потребностям организации, а в ряде случаев значительную
экономию средств, а также возможность в дальнейшем произвести диверсификацию
бизнеса.

В отличие от развития собственной логистики, использование аутсорсинговых схем
подразумевает качественный, но стандартизированный сервис. Немаловажную роль
играет и сокращение финансовых рисков компании, поскольку логистический
посредник берет на себя ответственность за исполнение той или иной
логистической операции. В ряде случаев при использовании аутсорсинга может
наблюдаться значительное сокращение издержек на логистическую часть бизнеса за
счет сокращения транспортных расходов, трат на приобретение оборудования и
содержание многочисленного штата специалистов по логистике. Кроме того, за счет
жесткой конкуренкии на рынке логисических услуг логистические компании
стремятся сделать наиболее выгодное коммерческое предложение для своих клиентов
в части оптимального соотношения цена и качества услуги. В стратегическом плане
использование аутсорсинга позволяет компании сконцентрироваться на профильном
бизнесе без отвлечения ресурсов на логистику.

Отдать все функции логистики компании-подрядчику целесообразно в случае, если
компании необходимы не отдельные услуги, а вся логистическая цепочка. Это могут
быть предприятия малого и среднего бизнеса, которые по каким-либо причинам не
хотят или не могут инвестировать средства в развитие собственной логистики,
либо крупные компании, реализация поставок которых — это сложный, многоэтапные
процесс.

Условно можно выделить 5 групп логистических услуг, которые являются
востребованными на российском рынке:

* транспортно-экспедиционные услуги. Здесь можно выделить 2 самостоятельные
услуги — транспортные и экспедиционные услуги. Как правило, транспортную услугу
заказывают те компании, в которых уже существует отдел экспедирования. В этом
случае транспортная компания выполняет только перевозку груза, а подготовку
документов и т.д. компания осуществляет собственными силами. Чаще более
востребованной является транспортно-экспедиционная услуга, поскольку включает в
себя полную координацию грузоперевозки в целом.
* услуги по таможенному оформлению. Таможенное оформление — достаточно
специфическая сфера логистической деятельности. Она подразумевает работу
непосредственно с таможенными органами в регламентированном правовом поле. Это
обуславливает наличие в компании аттестованных специалистов по таможенному
оформлению, досконально знающих таможенное законодательство, а также
обеспечение уплаты таможенных платежей в размере 50 млн. рублей. В большинстве
случаев достаточно трудно организовать работу по таможенному оформлению внутри
компании, так как это требует больших финансовых и трудовых затрат. Кроме того,
при возникновении разногласий с таможенными органами, проблем в части
декларирования товаров вся ответственность, как юридическая, так и финансовая в
виде штрафов, ложится непосредственно на компанию.
* Услуги склада. Организация складского комплекса (либо просто складских
помещений) внутри компании достаточно дорогостоящее мероприятие,
подразумевающее большие финансовые инвестиции, как в покупку либо аренду
помещения, так и в оборудование склада в соответствие с требуемыми нормами.
* Координация процесса закупок, упаковка/переупаковка товаров, складирование
и т.д. Данный вид услуг востребован чаще всего компаниями, имеющими в своей
организационной структуре достаточно разветвленные филиальные (торговые) сети.
В данном случае заказ такого рода логистических услуг будет целесообразен и
оправдан.
* Комплексные услуги (комплексный аутсорсинг). Здесь в роли
компании-подрядчика выступает единый логистический оператор. Как правило, это
крупные логистические компании, имеющие в своем распоряжении все ресурсы,
необходимые для реализации логистических бизнес-процессов по всей логистической
цепочке компании-клиента. Данная комплексная услуга востребована, как уже было
отмечено, компаниями, алгоритм поставок которых достаточно сложен и имеет
несколько промежуточных этапов. По сути, это услуга по товаропродвижению от
производителя к потребителю.

Таким образом, при решении вопроса о том, какие логистические функции доверить
логистическому посреднику необходимо ориентироваться на возможности компании в
части организации собственной логистики, корпоративную стратегию в части
дальнейшего развития бизнеса (концентрация либо диверсификация), частоту и
сложность поставок и т.д.

На данный момент логистический рынок в России достаточно развит, и компания
имеет возможность найти для себя оптимальное предложение. Можно выделить 3
группы отечественных логистических посредников, осуществляющих свою
деятельность на российском рынке:

* логистические компании уровня 1 pl. Эти компании осуществляют свою
деятельность в рамках исполнения 1 услуги. Примером могут служить таможенные
брокеры, специализирующиеся исключительно на таможенном оформлении грузов.
* логистические компании уровня 2 pl. Это компании — традиционные
логистические посредники, исполняющие традиционные логистические функции.
* логистические компании уровня 3 pl. Такие компании исполняют несколько или
все логистические функции и наиболее приближены к единому логистическому
оператору.
Дальнейшее развитие рынка логистических услуг видится именно в развитии
логистических компаний уровня 3 pl, поскольку наиболее яркие тенденции рынка в
виде, во-первых, растущей глобализации экономической активности, а во-вторых,
выхода на российский рынок более мощных иностранных операторов, требуют от
российских логистических компаний не только повышения качества услуг и
гибкости, но и развития комплексной логистической услуги. Тем самым,
обуславливается не только развитие отдельных логистических операторов в крупные
логистические провайдеры, но и объединение операторов различного профиля в
союзы как с другими логистическими операторами, так и с партнерами в различных
сферах бизнеса. В конечном итоге это приведет к повышению качества
логистических услуг в целом, развитию логистической инфраструктуры и переходу
от комлексной логистики к логистике интегрированной, которая позволяет более
эффективно реализовывать цели бизнеса.