Логистика закупок действует в неразрывном единстве с логистикой запасов. Недостаток запасов – перебои производства и поставок. Избыток запасов – недополученная прибыль из-за отвлечения средств из оборота
Оптимальный уровень запасов определяют из сопоставления затрат на закупки и затрат на хранение. Такой подход объясняется тем, что размер партии закупки в равной степени отражается как на ее стоимости, так и на отвлечении оборотных средств. К тому же и хранение разного количества запасов разный срок имеет разную стоимость. К слову, хранение, a вместе с ним и организация складского хозяйства – общая “головная боль” в сфере поставок, хранения сырья и полуфабрикатов, промежуточных деталей и комплектующих, хранения готовой продукции у производителя. И тут возникают проблемы “одна другой краше”: определить количество складов, место размещения и размеры каждого, решить его внутреннюю организацию и проблему подъездных путей. Нужен ли собственный или выгоднее наемный? А как бы совсем без запасов обойтись? Выбирайте систему управления запасами по своему усмотрению (“тянущую” или “толкающую”) и планируйте согласно ей систему закупок. А потом организуйте бесконечные процессы приемки, разгрузки-погрузки, сортировки, хранения, перемещения, отпуска и т.п.
Толкающая система – из прогноза конъюнктуры просчитывается потребность в материалах и ведутся закупки. Материалы “выталкиваются” с предыдущей стадии на последующие независимо от текущей необходимости. Оправдана при многономенклатурном производстве, которое комплексно потребляет текущие и страховые запасы. Тянущая система – “Канбан” (япон. – карточка). Сбыт “вытягивает” продукцию, полуфабрикаты, материалы на следующую стадию производственного процесса с предыдущей. Нет плана производства на месяц (только на день), оттого и отсутствуют страховые запасы и корректировка плана производства. Поставка – строго по запросу-карточке. Объем ответственности логистика: Формирование портфеля заказов. Формирование и стимулирование хозяйственных связей. Определение необходимых объемов и направлений перевозок. Разработка оптимальных маршрутов перевозок. Определение последовательности прохождения продукции через пункты складирования. Оперативное регулирование поставок и перевозок. Управление запасами без излишков. Развитие складского хозяйства. Предоставление коммерческих и транспортно-экспедиционных услуг.
Список может быть короче или дополнительно расширен и другими функциями из смежных областей маркетинга и менеджмента – все зависит от размеров бизнеса, корпоративной культуры управления, численности логистического персонала и личных характеристик конкретного сотрудника.