Что же касается слова, которое было произнесено в 2020 году для бизнеса, то это «логистика». Но как только в цепочке поставок возникает сбой, то это сразу же ставит под сомнение важность этих рутинных, невидимых для потребителей процессов

А в 2020 году все будет по-другому. К чему готовиться бизнесу, который будет создан в 2021 году?
В 2020 году логистике будут ставить подножки как внешние факторы (закрыв границы), так и внутренние (дехкане не могут пройти через закрытые границы).
В настоящее время развитие e-commerce, которое привело к пандемии, не только радует, но и является проблемой: рост спроса на онлайн-продажу требует решения здесь и сейчас. Компании нужны были ресурсы и идеи, чтобы быстрее перестроиться и научиться справляться с проблемами С другой стороны, изменялись и потребительские привычки, которые побуждали бизнес быстро реагировать.
По мнению руководителя логистической платформы «Яндекс. Маршрутизация», пандемия стала главным драйвером логистических изменений, которые сделали доставку одним из ключевых конкурентных преимуществ. Поэтому повышение эффективности логистических процессов стало одним из главных приоритетов для многих компаний в 2020 году. «Бизнес активно вкладывает и вкладывает деньги в автоматизацию. Занимается повышением квалификации персонала, запускает новые методы поставки и оптимизирует бизнес-процессы».
Одним из первых проектов, направленных на автоматизацию доставки товаров, стали компании, которые уже к 2020 году столкнулись с переходом покупателей из оффлайн в онлайн. В этом плане неудивительно, что именно им пришлось быть на переднем крае и во время пандемии, так как процесс этого перехода ускорился. По данным «Яндекс Маршрутизации», до пандемии на российском рынке доставки был только каждый пятый бизнес Уже к концу 2021 года эта услуга будет внедрена у каждой третьей фирмы. С целью ускорить процесс запуска новых способов доставки и увеличить эффективность уже имеющихся, ретейлеры по максимуму использовали имеющуюся инфраструктуру. Еще один тренд, который будет развиваться в 2021 году — это гиперлокальная доставка по близлежащим домам и предприятиям, что позволит повысить эффективность работы торговых центров и предприятий.
Бизнес-логика — это новый «черный» для бизнеса: многие сферы жизнедеятельности людей (в том числе и экономики в целом) напрямую зависят от того, насколько хорошо развиты и налажены логистические процессы. Бизнес, который сможет соответствовать новым требованиям, получит фору.

Тренд  – облачный

Нагрузки на покупателей, которые совершают покупки в онлайн-магазинах, слишком велики По этой причине некоторые фирмы стали использовать для работы в таких условиях так называемых облачных курьеров (также их привлекают на короткий срок под определенный объем работы).
Эти услуги были предложены компаниям, которые ранее не занимались логистикой, но имели для этого все необходимое. Например, сервисы заказа такси дали бизнесу возможность полноценной интервальности и экспресс-доставки. И в ряде крупнейших торговых сетей появились услуги «Курьер – торговый представитель», когда курьер, как и продавец-консультант, выполняет еще и функции продавца-консультана. Теперь вместо доставки «до двери» — доставка в пункт выдачи заказов (ПВС).

Если весной 2019-го года, во время локдауна Россия стала доставлять товары курьерами до двери, а затем уже в пункты вывоза, то к середине года все вернулось на круги своя, особенно в крупных российских городах. Теперь курьерские службы требуются, когда нужно доставить что-то срочно В других случаях людям удобнее планировать свой день и получить посылки в ближайших ПВЗ, нежели подстраиваться под график курьера.

Еще один тренд

Это увеличение количества постаматов, которые предоставляют клиенту право самостоятельного получения заказа и в любое время В ночное время уже есть пункты выдачи, которые работают как постаматы
Фирма с максимальной омниканальностью (имеет и доставку курьером, и пункт выдачи заказов, и комбинированные форматные) является наиболее удобной для клиента. Если вы работаете дома, то курьер может приехать к вам только в крайнем случае В большинстве случаев все клиенты ищут для себя удобную комбинацию форматов доставки, а задача логистов – ее обеспечить. Не стоит забывать о том, что все эти вещи должны сопровождаться понятной инструкцией и иметь доступную цену.
В первую очередь это касается доставки, а также сервиса.
Как считают эксперты рынка, в настоящее время на рынке наблюдается тенденция увеличения доли крупногабаритных грузов Поэтому клиенты все чаще ожидают, что логистическая компания будет работать не только с малыми грузам интернет-магазинов и документами, но и сможет доставить мебель, автозапчасти или другое. Но и здесь не обойтись без доставки.
Очень важно оказывать и сопутствующие услуги: это и подъем груза на этаж, и сборка мебели, и установка техники. Постепенно все это превращается в форму обязательных заданий для компаний, которые специализируются исключительно только на доставке.

А теперь о тренде – развитие фулфилмента

Специалисты отмечают рост рынка фулфилмент (возможность размещения груза на хранение у логистического оператора с целью комплектации и доставки). Однако, пока это направление в большей степени развито именно в крупных городах. Уже сейчас услуга пользуется спросом.
А вот один из двигателей этого тренда – рост числа мини-интернет магазинов. Уже в 2021 году их будет еще больше. В настоящее время многие компании, ранее не занимавшиеся e-commerce и доставкой товаров, выходят на этот рынок, и им требуются удобные и доступные сервисы, ведь не всякий предприниматель готов превратить квартиру или офис в склады, пока аренда отдельного помещения для него – серьезная статья расходов.
Естественно, что в такой ситуации развивается и фулфилмент – сеть складов, которые можно брать в аренде по частям на всей территории России. И это выход для интернет-магазинов, у которых нет собственных складов или они просто не могут себе их позволить, но хотят быть максимально удобными для клиентов, предоставляя им возможность быстрой доставки в течение одного-трех дней, а не десяти дней.
На данный момент интернет торговля не очень развита в малых городах, но это временно. По такому пути логистика будет двигаться для того, чтобы максимально охватить все населённые пункты России, даже самые отдаленные Компании, которые смогут его удовлетворить и построить качественно систему фулфилмента в регионах получат массу преимуществ перед другими операторами.
В 2021 году компании все чаще станут рассматривать новые бизнес-модели, такие как дарк-сторы, которые позволят решить проблему последней мили и ускорить сроки транспортировки грузов в пределах города. Следующий этап – это дарк-склады, полностью автоматические центры обработки заказов, которые уже в скором времени станут реальностью.
В настоящее время крупные логистические операторы, такие как «Почта России», строят сети фулмилмент- центров по всей стране, чтобы создать инфраструктуру подрастающего рынка онлайн-торговли в регионах При этом сотрудничество с логистическими операторами и ретейлерами позволяет решить задачу «захода» во многие малые города, так как у некоторых из них есть сильная сеть в этих населенных пунктах. И еще один момент – это то что сервис последней мили является критическим, в идеале каждый пункт выдачи заказов находится в пределах 100 метров от клиента. К этому стремятся ведущие игроки – к максимальному охвату потенциальной публики. Таким образом, это является весомым конкурентным преимуществом компаний и помогает усилить их позиции на рынке

Аутсорсинг логистических услуг

Эксперты утверждают, что 2020 год усилил сегментирование компаний, связанных с доставкой. Все они имеют свою собственную инфраструктуру. Многие крупные компании имеют и свои склады, и службу доставки. Не всегда они могут справиться самостоятельно, им требуются услуги сторонних организаций в основном это те, кто поменьше. Они предпочитают работать через подрядчиков.
Однако некоторые все же заходят в логистические компании. А к 2021 году их станет еще больше.
Не стоит забывать, что это очень сложный бизнес Требуются ресурсы на транспорт, склады, пункты выдачи, курьеров, ИТ-инфраструктуру. А процесс еще сложнее. Однако здесь больше подходит слово «услуги». Именно поэтому вполне естественно, что растет число тех, кто хочет приобрести такую бизнес-идею по франшизе. А наша компания уже имеет такую лицензию, и с 2020 года мы ожидаем рост интереса к франшизе в странах дальнего зарубежья, в частности в ЕС.

В тренде 6: кооперация

В настоящее время логистическая инфраструктура является одним из ключевых элементов стратегии любого крупного игрока розничного рынка Для снижения затрат и повышения эффективности и скорости доставки объединяются ретейлеры и логистические операторы.
Создается совместный проект пунктов выдачи заказов на базе магазинов Сейчас этот тренд и раньше был, но сейчас он усиливается Например, Wildberries до недавнего момента развивала собственную сеть ПВЗ, но в 2020 году начала работать через партнеров (региональных, локальных) и операторов малого и среднего бизнеса. Первый сетевой партнер по открытию ПВЗ данного маркетплейса – наша компания. Это онлайн-ретейлер увеличивает присутствие в регионах, в том числе маленьких населенных пунктов, сокращает затраты. Магазины-партнеры получают дополнительный трафик, увеличение клиентской базы и комиссионный заработок. А логистический оператор «Цайняо», который является частью группы Alibaba Group, уже осенью начнет развертывать сеть постаматов, сотрудничающих с ретейлерами. Кроме того, объединяются и логистические операторы, чтобы предлагать комплексное сервисное обслуживание для своих клиентов по всему спектру вопросов.
А вот все связанное с кооперацией, объединением (в данном случае – между поставщиками разных товаров на основе маркетплейсов, вокруг их логистической деятельности в частности) – это очень интересный тренд. При этом это позволяет бизнесу сократить число используемых транспортных средств (автомобилей), оптимизировать расходы и снизить негативное воздействие на окружающую среду.

В тренде – автоматизация и цифровизации

А значит, одним из ключевых трендов в логистике и в управлении является автоматизация. К этой цели и направлена комплексная оптимизация процессов, которая заключается в минимизации вмешательства человека При этом люди, занимающиеся производством, будут переведены в разряд наблюдателей и контролеров
Мы уже на том этапе развития, когда мы говорим не только об автоматизации рутинных операций, но и о построении более сложных схем работы с использованием больших объемов данных. У нас в компании, например, существует автоматическая система маршрутизации, которая оценивает множество различных факторов. Это позволяет выстраивать для каждого экспедиторов оптимальный маршрут и увеличивать количество адресов на нём. Если для каждого водителя речь идет об четырех-пяти точках, то для остальных — это уже более 2 тыс. новых точек в день.

Уже в 2021 году логистические компании будут вкладывать миллиарды долларов в разработку эффективных систем управления поставками, а затем в автоматизацию складов и транспортировки. По оценке PwC, повышение эффективности в транспортной логистике на 10–30% позволит сэкономить одним только европейским компаниям €100—300 млрд. «Важным шагом является внедрение беспилотной техники: вилочные и сортировочные машины, роботы для передвижения посылок на складах. Как считают эксперты рынка, к 2025 году рынок автоматизации складов будет расти в два раза по сравнению с 2018 годом, и пандемия ускорится. По мнению авторов, автоматизированные системы – например, предиктивные алгоритмы – помогут прогнозировать спрос и составлять более точную прогностическую модель на случай форс-мажорной ситуации.

Сейчас в моде цифровизация. При этом в нашем недавнем Индексе глобальной интеграци DHL 2020, который представляет всестороннею оценку глобализации, наблюдается рост в потоках цифровой информации. По причине пандемии работа, обучение и развлечение переместились на удаленку. А это привело к росту мирового интернет-трафика С учетом того, что в логистике пандемия Covid-19 также существенно ускорила диджитализацию и породила ускорение развития таких трендов,как аналитика больших данных, интернет вещей, робототехника и автоматизация. По мнению экспертов, в 2021 году на рынок выйдут те, кто сможет внедрять инновационные технологии и быстро обучать персонал.

Рост дефицита провозных мощностей

Самыми серьезными вызовами прошлого года стали массовые отмены полетов по всему миру все еще больше усугубляется проблемой в 2021-м году – когда это все еще большая проблема для всех — как для логистических компаний, так и для бизнеса, связанного с импортом и экспортом продукции.

Так, по оценке ряда крупнейших авиакомпаний мира, восстановление пассажирских авиаперевозок до уровня 2019 года состоится лишь к 2024 году. В этих условиях на рынке будет наблюдаться большой дефицит провозных емкостей, следовательно, наиболее сильными на рынке авиационных перевозок будут те компании, которые имеют собственный парк самолетов и способны быстро реагировать на необходимость повышения провозных емкостей.

Сейчас в моде работать с вакцинами

А этот тренд противоречит общей логике обзора. Именно от него во многом зависит, как будет развиваться ситуация с пандемиями, а значит, как будет чувствовать экономику.

Главным челленджем 2021 г. станет организация логистики вакцины от коронавируса. Как уже говорилось ранее, ключевую роль в этом процессе сыграют фирмы, занимающиеся перевозкой медикаментов. С этой целью они должны будут организовать транспортировку с поддержанием холодовых цепей, обеспечить бесперебойные поставки препаратов даже там, где их нет, а также организовать хранение вакцины на складах, либо точечно в медицинских учреждениях. Насколько успешно будет налажен этот процесс, зависит от того, насколько эффективно будет развиваться экономика в 2021 году, и когда мы выйдем из кризиса.