Как логистические компании пережил карантин

А во время самоизоляции нагрузка на курьерскую службу доставки увеличилась. Иногда клиентам приходилось ждать заказ по 5 дней вместо обещанных двух

Как логистика пережила карантин

В период самоизоляции многие люди лишились доступа к интернету, поэтому перешли в онлайн – возросло количество заказов. Согласно прогнозам исследовательской компании, Forrester Research мировая торговля e-grocery должна была вырасти более чем вдвое к 2022 года, до $340 млрд со 150 млрд в 2017 году. Пандемия ускорила события – всего за две недели после ее начала на 83% активных пользователей интернета хоть раз был куплен товар, который они приобрели в интернет-магазине при этом потребители вынуждены были купить в онлайн больше категорий товаров – от продуктов питания до строительных материалов.

Доставка и компании с собственной курьерской службой, которые имеют собственную курьерскую службу в марте—мае 2020 года, столкнулись с необычным количеством заказов. Например, количество интернет-заказов у компании Х5 Retail Group за апрель возросло в 4,7 раза по сравнению со вторым месяцем 2019 года, у Deliversy Club – в три раза. С момента появления первых симптомов коронавируса многие компании даже и не думали об открытии собственного онлайн магазина, но благодаря повсеместным локдаунам, уже через несколько недель вынуждены были перейти в онлайн при этом коронавирусный рынок показал рост выручки, но при этом выявился целый пласт проблем. При этом повышенный спрос на доставку существенно увеличился, появились заградительные минимальные цены заказов, а также наметилась необходимость увеличения штата курьеров. Многие из этих факторов объясняют, почему служба доставки не была готова принять большой поток клиентов

Негибкие поставки

В начале пандемии заказов было слишком много. Люди стали закупать продукты впрок и закупили товаров в течение 3,5 месяцев вперед. Онлайн и офлайн-ритейлеры были вынуждены увеличить объемы поставок. Наращивание объемов производства и поставок продукции производителям не удалось за один день. В марте многие ретейлеры отмечали высокий спрос на гречку, макароны, соли и консервы, а пользователи разместили в социальных сетях фотографии пустых магазинных прилавков. Ясно также и то, что поставщики не могли справиться с тем, чтобы поставлять продукты питания на требуемом уровне. Однако в течение этого времени у ретейлеров ушло немалое количество сил на то, чтобы перестроить свою работу (например, скорректировать ассортимент под возросший спрос, отрегулировать его ассортимент, убрать из доступных товаров некоторые позиции, например, свежевыжатые соки и кофейные напитки), нанять дополнительных сотрудников и увеличить частоте пополнения ассортимента.

Чтобы решить возникшие проблемы, компаниям придется увеличить складские мощности и развивать логистические инфраструктуры. На фулфилмент-фабриках будет развиваться спрос на фулфилмент-производства, которые отличаются от традиционных складов по своему содержанию: фабрики специализируются в быстром сборе и отгрузке большого количества заказов, а не на хранении товаров.

Некоторые проблемы могут быть решены с помощью открытия dark store – магазинов-складов для обслуживания интернет-заказов – и доставка товаров оттуда. Однако и такой подход лишь незначительно повлияет на ситуацию: при отсутствии товаров у поставщиков, или на центральных складах быстро построить эффективную логистическую цепочку врядли получится.

Нехватка складских ресурсов

В случае, когда количество заказов увеличивается, все звенья логистической цепочки находятся в режиме максимальной нагрузки: иногда склад и сборка физически не справятся с возросшим объемом. Увеличивается интервал доставки, а клиенты не получают товар вовремя. И в этом случае проблема будет устранена путем открытия дополнительного склада или же расширения существующего. К примеру, по данным Knight Frank, пандемии способствовало увеличение спроса на склады онлайн-ретейлеров – объем поглощения складских помещений в первый квартал 2020 года увеличился на 59%. В то же время арендная плата за аренду увеличилась в среднем на 1,8% по сравнению со средним показателем за аналогичный период 2019 года Сегодня эта цифра составляет 3,7 тыс. руб., но на некоторых крупных объектах она может достигать и 4,5–5 тыс. руб. за 1 квадратный метр в год.В апреле Perekrestok запустил новую dark-store. На территории Логистического парка «Калавэй Парк» компания «Утконос» арендовала в логистическом парке Kalevа Park склад площадью 14,9 тысяч кв.м, который позволил увеличить количество ежедневно обрабатываемого заказа на 6 тыс.

Открытие еще одного склада — это большие денежные вложения. В случае отсутствия возможности открыть склад, компания должна задуматься над увеличением оборачиваемости существующий склада: научиться быстро доставлять и отвозить товар.

Трудности в логистике

Операционные схемы в логистике, которые не подходят для меняющегося спроса, могут сильно подвести любой интернет- магазин, даже тот, который только открыл склад и оптимизировал сборка заказов. А чтобы наладить доставку, нужно внедрять автоматизированную систему.

Обычно логисты используют статическое планирование и схемы деления по зонам, когда в качестве курьера выступает определенный район. Эта схема работает, если не считать неэффективной эксплуатации транспорта. Но в условиях быстро меняющегося спроса может дать сбой. Поэтому так происходит из-за того, что слишком большая загруженность в одних районах сочетается с небольшой загрузкой в других. В результате компании вынуждены перестраховываться и в срочной форме переводить курьеров из менее загруженного района в более загруженный, чтобы доставить все заказы.

Для решения этой проблемы, необходимо динамическое планирование – планирование, при котором можно автоматически добавлять адрес каждые 10–20 минут. Тогда алгоритмом распределение заказов с учетом местонахождения курьеров, загруженности машин, прогноза пробок. Динамическое планирование позволяет гибко, реагируя на изменения спроса и добиваться максимальной плотности маршрута. Обычно, переход на динамическое планирование приводит не только к увеличению количества выполненных заказов на маршрутах, но и к сохранению прежнего уровня сервиса. В компании есть 6 тыс. точек, где нужно доставить товар. В случае если одна машина будет объезжать 13- 16 точек, потребуется 380-420 машин. В случае с 18, то уже 320-340. За счет этого, при увеличении количества точек на один автомобиль всего на три разница составит 68 машин В сутки одна машина выходит на маршрут, который обходится компании в 5000 рублей. Компания получит выгоду от динамического планирования в размере 340 тыс. рублей в день.

Кадровый вопрос

Несомненно, то обстоятельство, что количество клиентов увеличивается в геометрической прогрессии и требует от компаний нанимать большее количество работников складов и курьеров. «Amazon» в пандемию увеличил число складских рабочих и курьеров почти вдвое — до 100 тыс., а «Перекресток» на 21% увеличил парк автомобилей. А вот с квалифицированными кадрами дела обстоят неважно.

В работе курьера есть свои сложности: нужно уметь ориентироваться в городе и принимать решения в ситуациях неопределённости. Кроме того, в некоторых компаниях курьеров нередко нагружают несвойственной им деятельностью, например, сборкой заказов, согласованием времени с заказчиком и т.д.

Проще всего справиться с человеческим фактором смогли те люди, которые при создании новых курьеров рассчитывали на автоматизированную систему управления.

Как будет выглядеть логистика после карантина

Рост интереса к онлайн-покупкам прогнозируется российскими экспертами Data Insight По мнению потребителей, они удобны и будут продолжать пользоваться интернет-магазином В первую очередь это связано с тем, что они принудительно (по причине карантина) успели протестировать возможности и инфраструктурные нововведения от игроков на рынке e-grocery.

А что касается бизнеса, то самоизоляция дала возможность лучше понять существующие проблемы в доставке. Не смотря на то что в начале года многие ретейлеры заявляли о необходимости внедрения технологий искусственного интеллекта и роботов, они не думали об оптимизации складов, а занимались оптимизацией складов вышла задача доставить клиенту товар вовремя. А для того, чтобы улучшить качество логистики, компании обязательно будут вкладывать большие деньги в развитие логистики