АВС — анализ получил широкое распространение в логистике. Данный метод также
можно использовать при выборе поставщиков, с которыми предприятие уже
сотрудничает. В основе использования этого метода при анализе поставщиков лежит
допущение, что не все поставщики характеризуются одинаковым влиянием на
эффективность, из-за чего целесообразно более интенсивно заниматься
поставщиками, которые имеют большой оборот.
Классификация поставщиков по методу АВС осуществляется по такой схеме:
1. Подбирается информация о годовом обороте каждого поставщика.
2. Размеры оборотов записываются по убывающей последовательности.
3. Рассчитывается доля оборота каждого поставщика в процентах от общего
оборота.
4. Находятся аккумулированные значения оборота поставщиков в процентах.
Как правило, различают три группы поставщиков. А-поставщики – те, с которыми
предприятие осуществляет приблизительно 75% оборота, такой оборот дает
приблизительно 5% поставщиков. В-поставщики (20%) дают, как правило, 20%
оборота. Для с-поставщиков (75%) оборот составляет приблизительно 5%.
Практика использования АВС — анализа
Рассмотрим данный метод на примере. Например, предприятие работало с десятью
поставщиками, данные о годовом обороте с которыми приведены в табл. 1.
таблица 1
Проведенный АВС-анализ поставщиков показывает, что наибольший взнос в
формирование общего объема (73,3%) делали всего 2 поставщика, которые и вошли в
группу А.
В группу В вошло три поставщика, на которых приходится 21,7% общего оборота.
Остальные 5% оборота обеспечивали оставшиеся пять поставщиков – группа С.
На основе этого анализа можно сделать вывод о преимуществе работы с
определенными поставщиками для данного предприятия. Так, если расходы на
мероприятия в сфере закупок необходимо сократить, то целесообразно уделить
внимание, прежде всего А-поставщикам, поскольку более интенсивная работа с ними
может повлиять на общий оборот предприятия.
Концепция усилий на А-поставщиках не должна означать, что В — или С —
поставщики остаются совсем без внимания. Однако их экономическое влияние не
будет настолько решающим, как для А-класса.
Вступая в хозяйственные связи с неизвестным поставщиком, предприятие в
определенной степени рискует. В условиях неплатежеспособности или
недобросовестности поставщика у потребителя могут возникнуть срывы выполнения
производственных программ или же прямые финансовые потери.
www.logistic-info.ru