Критерии выбора поставщиков посредством ABC-анализа

АВС — анализ получил широкое распространение в логистике. Данный метод также можно использовать при выборе поставщиков, с которыми предприятие уже сотрудничает

В основе использования этого метода при анализе поставщиков лежит
допущение, что не все поставщики характеризуются одинаковым влиянием на
эффективность, из-за чего целесообразно более интенсивно заниматься
поставщиками, которые имеют большой оборот.

Классификация поставщиков по методу АВС осуществляется по такой схеме:

  1. Подбирается информация о годовом обороте каждого поставщика.
  2. Размеры оборотов записываются по убывающей последовательности.
  3. Рассчитывается доля оборота каждого поставщика в процентах от общего
    оборота.
  4. Находятся аккумулированные значения оборота поставщиков в процентах.

Как правило, различают три группы поставщиков. А-поставщики – те, с которыми
предприятие осуществляет приблизительно 75% оборота, такой оборот дает
приблизительно 5% поставщиков. В-поставщики (20%) дают, как правило, 20%
оборота. Для с-поставщиков (75%) оборот составляет приблизительно 5%.

Практика использования АВС — анализа

Рассмотрим данный метод на примере. Например, предприятие работало с десятью
поставщиками, данные о годовом обороте с которыми приведены в табл. 1.

Таблица 1

Поставщики Оборот, тыс. грн. Доля в общем обороте, % Оборот кумулятивный, % Группа
1 2045 40.8 40.8 А
2 1623 32.5 73.3
3 456 9.1 82.4 В
4 386 7.7 90.1
5 243 4.9 95.0
6 92 1.8 96.8 С
7 74 1.5 98.3
8 48 1.0 99.3
9 25 0.5 99.8
10 8 0.2 100.0
Сумма 5000 100.0

Проведенный АВС-анализ поставщиков показывает, что наибольший взнос в формирование общего объема (73,3%) делали всего 2 поставщика, которые и вошли в группу А. В группу В вошло три поставщика, на которых приходится 21,7% общего оборота. Остальные 5% оборота обеспечивали оставшиеся пять поставщиков – группа С.

На основе этого анализа можно сделать вывод о преимуществе работы с определенными поставщиками для данного предприятия. Так, если расходы на мероприятия в сфере закупок необходимо сократить, то целесообразно уделить внимание, прежде всего А-поставщикам, поскольку более интенсивная работа с ними может повлиять на общий оборот предприятия.

АВС-классификация поставщиков может быть проведена и в разрезе закупаемых товаров. В этом случае также целесообразно заниматься, прежде всего, А-товарами, если расходы на мероприятия, связанные с закупками, должны быть небольшими.

Через выявление значения отдельных товаров для предприятия нужно достигнуть концентрации усилий на конкретных мероприятиях по закупкам. Таким образом можно определить ключевые задачи для системы складирования.

Для А-товаров можно провести такие мероприятия: более точный анализ цен закупки, детальный анализ структуры расходов, детальный анализ рынка, получение нескольких предложений от поставщиков, более жесткие переговоры относительно цен закупок, более тщательная подготовка заказов на поставки, регулярный контроль запасов, более точное определение страховых запасов и т.д.

В-товары – это такие товары, которые характеризуются среднестоимостными величинами. В зависимости от их значения с ними следует работать или как с А-товарами, или как с С-товарами.

Из-за большого количества и низкой стоимости С-товаров, главная задача рационализации состоит в снижении расходов на оформление заказов и складирования. С этой целью можно проводить следующие мероприятия: упрощение оформления заказов, общие заказы, применение простых формулировок заказов, телефонные заказы, упрощенный складской учет, большие партии заказов, упрощенный контроль заказов, установление более высокого уровня страховых запасов и т.д.

Концепция усилий на А-товарах и А-поставщиках не должна означать, что В- или С-товары или поставщики остаются совсем без внимания. Однако их экономическое влияние не будет настолько решающим, как для А-класса.

Вступая в хозяйственные связи с неизвестным поставщиком, предприятие в определенной степени рискует. В условиях неплатежеспособности или недобросовестности поставщика у потребителя могут возникнуть срывы выполнения производственных программ или же прямые финансовые потери. Из-за этого предприятия ищут различные способы, позволяющие выявить ненадежных поставщиков.