Ниже будет рассмотрена возможность повышения производительности процесса
комплектации без существенного увеличения остальных затрат склада.
Узкие места склада.
Наставив на охранника удочку, грабитель объяснил, что он – рыбак.
Наиболее «узким» местом в производительности склада действительно часто
является комплектация и отгрузка товара клиентам.
Особенно сильно эта проблема проявляется на складах дистрибьюторов и
распределительных центрах розничных сетей. Проблема также актуальна на складах
тех поставщиков, которые обеспечивают «развоз» ‒ дистрибьюцию своих товаров по
сетям.
Разными компаниями эта проблема решается по-разному:
* Кто-то её решает, бросая все силы на комплектацию и отгрузку,
соответственно формируя режим работы складов и т. д.
* Кто-то формирует сменные графики «внахлёст».
* Кто-то вводит «срок подачи заказа не менее чем за…».
И т. д.
В общем, способов изобретают много.
Один из способов повышения производительности комплектации, – приведение
топологии хранения – размещения товаров на складе в соответствии с
«уходимостью» товара по номенклатуре.
Размещение на хранение – стандарт.
Это племя аборигенов пользуется отравленными презервативами.
Не секрет, что в стандартном варианте, подавляющее большинство кладовщиков и
грузчиков разместят поступивший на склад товар в ближайшее свободное место,
которое найдут.
Размещение на хранение с WMS.
Поросёнок Хрюша жил в лесу в домике с табличкой «Посторонним Х. »
При наличии на складе работающей адресной системы, товар будет размещён
согласно назначенному адресу.
Назначенный адрес может быть назначен в зависимости от логики «вшитой» в WMS.
Наиболее распространённые:
* «товар к товару» – когда поступивший товар размещается на места хранения
рядом с аналогичным товаром, поступившим ранее.
* «товар к категории/группе» – когда поступивший товар размещается на места
хранения рядом с однотипным товаром либо местами хранения группы
соответствующей товару.
Есть и другие, но это – наиболее часто встречающиеся.
Топология хранения, сформированная таким образом, позволяет оптимизировать
мощности хранения и сгруппировать однотипные товары при хранении.
Но «расшить» узкое место с комплектацией такой подход не даёт возможности.
– ощущение такое, как будто вам в 15 лет какой-то Негоро засунул топор под
компас, и вы теперь с тем топором так и ходите…
Существуют стандартные логики формирования маршрута при комплектации заказа:
* Самый короткий маршрут комплектации.
* От полного заказа – из данной ячейки можно набрать полное необходимое
количество.
* От минимального запаса – в ячейке минимальное количество, – позволяет
«очистить» ячейки без перемещения и объединения партий.
* «Хрупкий-тяжёлый» – чаще используется как вспомогательная/ сопутствующая
логика.
* От неполной ячейки – чтобы не начинать новую партию
И т. п. , и т. д.
В общей сложности существует (известны автору) семь стандартных логик
маршрутизации при комплектации.
Часть из них «вшиты», как стандартные, в большинство WMS-систем.
Часто система поддерживает несколько логик, к сожалению, не всегда две и более
одновременно, но обзор WMS-систем – не тема данной статьи.
Некоторые из стандартных логик разрабатывались именно с целью повышения
производительности при комплектации, например:
* Самый короткий маршрут комплектации.
* От полного заказа – из данной ячейки можно набрать полное необходимое
количество.
Но часто и этого недостаточно, существует ещё резерв, который позволяет
существенно повысить производительность труда при комплектации.
Топология.
Бороться с курением за счёт пьянства – низость.
Кому-то из читателей этот инструмент знаком, кому-то сможет помочь в
оптимизации деятельности и повышении производительности склада.
Это – размещение товара на складе в соответствии с его «уходимостью».
Суть его довольно проста, но инструмент не становится от этого менее
эффективным.
Очевидно, что те товарные позиции ассортимента, которые пользуются большим
спросом или чаще запрашиваются к отгрузке со склада – то есть позиции, которые
чаще встречаются в накладных, – должны располагаться на складе как можно ближе
к зоне комплектации или отгрузки. Это сократит «пробег комплектовщика».
Для того чтобы провести анализ «уходимости» нужно провести АВС-анализ по:
* Количеству
* Объёмно-габаритным параметрам в отгрузке.
* Частоте запросов/ количеству накладных.
Анализ по количеству проводится для того, чтобы сгруппировать товары на складе
по признаку большого или малого расхода.
Анализ по объёмно-габаритным товарам проводится для того, чтобы сгруппировать
товары на складе не только по количеству, но и с учётом весо-габаритных
характеристик.
Анализ по частоте отгрузок проводится для группирования товаров по частоте
отгрузки.
Ключевыми и наиболее важными являются АВС-анализ по:
* Количеству
* Частоте запросов/ количеству накладных.
Матрица.
– Как вам нравится Киплинг?
– Ах вы шалунишка, не знаю, я так ещё не пробовала…
Если после проведения такого анализа мы сведём данные в такую матрицу:
Совмещение результатов анализа по этим двум объектам позволит охарактеризовать
свойства потока исходя из особенностей продаж и, в том числе. оптимизировать
размещение товаров как на складе. так и в торговом зале.
Свойства.
В школе моё прозвище было Валентина Степановна, потому что я был директор.
Так, например,
* Товары, имеющие свойства Апродажи–Азапросы – это наиболее ликвидные
позиции, продающиеся часто и в большом объёме.
* Товары, имеющие свойства Апродажи–Взапросы – это позиции, продающиеся реже
и бОльшими партиями.
* Товары, имеющие свойства Впродажи–Азапросы – это позиции, продающиеся
часто, но по понемногу.
* Товары, имеющие свойства Апродажи–Сзапросы – это наиболее ликвидные
позиции, продающиеся редко но большими партиями.
* Товары, имеющие свойства Спродажи–Азапросы – это наименее ликвидные
позиции, продающиеся часто, но, практически, поштучно либо идущие, с большой
долей вероятности, в виде комплиментарных продаж.
* Товары, имеющие свойства Спродажи–Сзапросы – это товары, которые и
спрашивают не часто и отгрузки идут в небольшом количестве.
Ну т. д.
Если организовать размещение на складе с учётом этих свойств, то это очень
скажется на производительности при комплектации.
Расположение.
Во время кораблекрушения дети и женщины поссорились: кто вначале.
Товары, которые наиболее часто запрашиваются, – встречаются в накладных и при
этом отгружаются в больших количествах, должны располагаться на складе как
можно ближе к зоне комплектации и отгрузки. Остальные – по убывающей.
Принцип прост: чем ближе к левому верхнему углу, – тем ближе к зоне
комплектации и отгрузки, чем ближе к правому нижнему – тем дальше от зоны
комплектации и отгрузки.
* Апродажи–Азапросы Оптимальное расположение:
o На складе – как можно ближе к выходу/зоне комплектации и отгрузке.
o В магазине – как можно дальше от выхода. Чтобы клиент прошел за ними мимо
как можно большего количества полок и витрин.
* Апродажи–Взапросы Оптимальное расположение:
o На складе – как можно ближе к выходу/зоне комплектации и отгрузке. Но дальше
чем Апродажи–Азапросы.
o В магазине – как можно дальше от выхода. Чтобы клиент прошел за ними мимо
как можно большего количества полок и витрин. На уровне Апродажи–Азапросы.
* Впродажи–Азапросы Оптимальное расположение:
o На складе – как можно ближе к выходу/зоне комплектации и отгрузке. Не дальше
чем Апродажи–Азапросы, но лучше ближе к выходу, чем Апродажи–Взапросы.
o В магазине – по стратегии магазина. Можно у касс, а можно и у «дальней
стенки».
Это позволит сократить время комплектации за счёт того, что сокращается
расстояние и, следовательно, – время перемещения комплектовщика до нужной
ячейки и между ними.
В зависимости от особенностей компании и её склада, сокращение расстояния,
которое комплектовщику приходится проходить, сокращается в 2,2 раза до более
чем 5 раз.
Комплектация при вариантах размещения.
Дети капитана Гранта получают грант на поиски капитана Гранта.
Как иллюстрация: 21 наименование в заказе.
2 варианта размещения:
o 1-й – без учёта «уходимости».
o 2-й – с учётом «уходимости».
При варианте размещения «без учёта уходимости» точки «забора» разбросаны по
всему складу и при комплектации заказа комплектовщик вынужден обойти
практически весь склад.
При варианте размещения «с учётом уходимости», комплектовщик большую часть
заказа соберёт в ограниченном пространстве.
Вопрос: при прочих равных, при каком из вариантов размещения комплектовщик
быстрее соберёт заказ и меньше устанет?
Хотя и здесь есть свои нюансы.
Например, позиции часто отгружаемые, но в небольшом количестве Спродажи–А
запросы, – то есть товары, по сути, отгружаемые штучно (при этом имеющие
относительно небольшие габариты) или по 1-2 единицы хранения (например,
упаковки) можно переместить в зону хранения и комплектовать оттуда.
Необходимо только определить необходимый объём и формализовать процесс
пополнения запаса такого товара в зоне отгрузки, – например с использованием
«групповой накладной» или «суммовой накладной». Тогда можно прийти к такому
варианту маршрута:
Или даже такому:
Штучная комплектация.
В надежде на плодотворное сотрудничество прошло пятнадцать лет.
Штучная комплектация распространена, например, в дистрибьюторских компаниях и
компаниях, занимающихся доставкой в магазины: РЦ сети или поставщик,
обеспечивающий развоз, нередко встречается «штучная комплектация» по части
ассортимента.
Есть, правда нюанс: в 1 заказ этот товар может идти штучно, а за день – может
в общей сложности уйти пара-тройка паллет.
В этом случае, в зоне комплектации отдельно выделяется зона хранения штучных
(в комплектации) товаров, где и хранятся вскрытые упаковки со штучным товаром,
куда «штучный» товар подвозится из зоны хранения если не паллетами, то, как
минимум – ящиками.
При «обычном» подходе штучная комплектация на общей территории склада или
помещения хранения может выглядеть так (1 позиция в нескольких заказах по
несколько штук).
Для штучной комплектации часто выделяются отдельные зоны: мезонины, «розница»
и т. п. – в разных компаниях они называются по-разному.
Расположение товара в зоне штучной комплектации – аналогично размещению в
«основном складе» – «от уходимости».
Часто общий заказ делится на 2 части: комплектация «оптовой части» заказа и
«штучной части» осуществляются в разных зонах и заказ окончательно – сведением
2-й частей заказа комплектуется уже в зоне отгрузки.
В зоне штучной комплектации существует также несколько подходов к комплектации:
* Когда паллет из зоны хранения перемещается вдоль ряда с комплектуемыми
заказами и из него в эти заказы добавляется «штучный товар».
* Когда заказы и запас «штучного» товара для их комплектации находятся в
непосредственно в зоне «штучной» комплектации и пополняются оттуда.
* Когда Заказ перемещается вдоль «зоны хранения штучного товара» и
пополняется из каждой ячейки.
Выбор схемы комплектации штучного товара зависит от особенностей,
весогабаритных характеристик товаров, особенностей склада и особенностей потока
«штучной комплектации».
Например, если большой ассортимент штучного товара, относительно небольшое
количество заказов и ограничена зона хранения, то более предпочтительным
выглядит 3-й подход.
Если ассортимент относительно небольшой штучного товара, но большое количество
заказов, то, предпочтительным выглядит 1-й подход.
Динамичность.
Зимой вы едете на каток, летом – каток едет на вас.
Необходимо отметить, что топология хранения – размещение товаров на складе, –
это не статичное размещение.
Разные товары имеют разную сезонность, каждый товар имеет свой жизненный цикл,
поэтому организация такой топологии – вещь динамическая. То есть в процессе
смены времён года, течения времени товары будут то попадать в «горячую» зону,
то уходить из неё.
Операторы.
Любовь – это чувство, а женщина навроде креветочного салата для неё.
Аналогичный подход полезен и операторам складов: провести анализ сначала по
клиентам, ‒ количество и запросы, потом – «внутри клиента».
Это также сильно поможет организовать размещение/ выделение клиентам мест
хранения.
Заключение.
Для привлечения внимания официанта вы можете воспользоваться ракетницей,
которую найдёте на вашем столе.
Подобный подход, в сочетании с выбором оптимальных логик комплектации,
позволяет сильно повысить производительность склада при комплектации.
Вот все выгоды, которые можно получить при его использовании:
* Снижение затрат компании на обслуживание клиента за счёт:
o повышения производительности комплектации: то же количество заказов с тем же
ассортиментом можно комплектовать за меньшее время
o снижение потребности в количестве сотрудников.
o увеличение пропускной способности склада.
* Рост качества обслуживания за счёт снижение количества ошибок при
комплектации, – из-за того, что комплектовщики при формировании одного и того
же количества заказов будут проходить меньшее (гораздо меньшее) расстояние в
процессе комплектации, следовательно будут меньше уставать.
Организовать и начать использовать всё описанное мною не так сложно при
желании.
Хорошо, если на складе есть WMS система, которая поддерживает анализ
уходимости и предлагает размещение поступившего товара и перемещение внутри
склада в соответствии суходимостью.
Если же нет, то такой анализ можно проводить периодически, например 1-2 раза в
месяц и принимать решения уже исходя из результатов этого анализа.
Шиков В. О. , www. logistware. com