По данным проектного отдела компании WESP, при этом не рассматриваются
взаимосвязи работы и оснащения стеллажной зоны хранения и общей технологией
погрузочно-разгрузочных, транспортных и складских (ПРТС) работ на складе,
выпадают из рассмотрения и анализа направления грузопотоков, особенности приема
и выдачи грузов со склада, способы приема грузов по количеству и качеству,
системы комплектации грузов на выдачу, параметры транспортных партий и самих
грузов и так далее.

Зона стеллажного хранения рассматривается как изолированный
компонент складской системы, оторванный от остальных технологических участков
склада. Такой подход к оснащению только одного участка склада противоречит
системной методологии, рекомендуемой общей теорией систем и создаваемой на ее
основе теории складских систем. С позиций системного подхода складская система
— это комплекс взаимосвязанных элементов, созданный и работающий для достижения
единой цели. Цель склада состоит в том, чтобы обеспечить максимальную прибыль
владельцу склада, а не в том, чтобы расставить стеллажи в зоне хранения. На
достижение этой цели должны работать все участки склада, действуя совместно и
взаимодействуя друг с другом. Как устройство и техническое оснащение зоны
высотного стеллажного хранения взаимодействует с подсистемой комплектации
заказов, можно показать на примере одного из проектов, выполненных компанией
WESP для одной из крупнейших логистических компаний Казахстана —
«Астык-Логистик» (Астана), действующей в сфере оптовой и розничной торговли,
распределения и экспедирования грузов и цепей поставок. Этот логистический
терминал занимает площадь около 25 тыс. кв. м, распределяет и перерабатывает
продукты питания (крупы, муку, макаронные изделия и так далее), снабжая ими
торговую сеть своих магазинов и других организаций страны. Большая номенклатура
грузов (около 1 тыс. наименований) требует различных способов хранения,
комплектации и распределения товаров по разным цепям поставок и торговым сетям.
Понятно, что для достижения максимальной емкости и перерабатывающей способности
складского комплекса требуется высокая плотность складирования в зоне хранения.
Полезная высота склада составляет 12,6 м, что позволило установить в складе
шестиярусные фронтальные стеллажи с высотой яруса 2 м. При нагрузке на
вертикальную раму более 15 тыс., для вертикальных рам была выбрана
высокопрочная сталь марки S355МС, обеспечивающая высокую надежность стеллажей
по прочности и устойчивости. Примерно половина товаров, складируемых и
перерабатываемых в этом складе, требует мелкой отборки и комплектации. Для них
применен способ складирования в каркасных фронтальных стеллажах, обслуживаемых
погрузчиками — ричтраками с выдвижным грузозахватом. В этой зоне хранения были
поставлены 28 стеллажей длиной по 31 ячейке, что составило емкость этой зоны 15
120 п/м при ширине межстеллажных проездов 3 тыс. мм. Мелкая отборка и
комплектация заказов осуществляется непосредственно в этой зоне хранения, с
нижних ярусов стеллажей.

Таким образом, здесь применена система комплектации по
заказам в один этап, называемая за рубежом «комплектовщик к грузам». Эта
система применяется при небольшой повторяемости разных наименований грузов в
заказах. Емкость и грузопоток этой зоны хранения составил примерно 45% от общей
емкости и грузопотока складского комплекса. В остальной части склада для
достижения максимальной плотности складирования установлены 47 каркасных
фронтальных стеллажей длиной на 18 и 29 ячеек, которые обслуживаются
погрузчиками с поворотно-выдвижным грузозахватом — таррет-траками (так
называемая «узкопроходная технология»). Ширина проезда между стеллажами в этой
зоне принята 1,8 тыс. мм, что обеспечивает удельную емкость этой складской зоны
2,5 под/м2. Направление таррет-траков в узких проездах между стеллажами
осуществляется индуктивным методом. В этой зоне складского комплекса принята
система комплектации грузов по наименованиям, в два этапа, которая называется
за рубежом «грузы к комплектовщику». При площади 25 тыс. кв. м общая емкость
склада составила 33 тыс. п/м что при сроке хранения грузов 30 суток
обеспечивает общую перерабатывающую способность складского комплекса около 412
тыс. поддонов в год. Достижению высоких технико-экономических показателей
складского комплекса компании «Астык-Логистик» способствовало современное
объемно-планировочное решение строительной части складского комплекса с
раскрытыми внутренними объемами и отсутствием промежуточных колонн внутри зон
хранения грузов. Здание решено с покрытием из структурной плиты пролетами около
90 м.