Фрахтовые ставки из Азии на Северную Америку резко выросли после продолжительного снижения

После снижения на протяжении многих недель подряд спотовые ставки на перевозки
из Азии через Тихий океан резко выросли в преддверии закрытия китайских фабрик
на новогодние каникулы в конце января.

Значение фрахтового индекса Shanghai Containerized Freight Index на порты
западного побережья США выросло за прошедшую неделю на 16% до $1,61 тыс. за FEU
(40-футовый контейнер), на порты восточного побережья — на 12%, до $2,63 тыс.
за FEU.

Согласно Journal of Commerce, резкий рост ставок обусловлен рядом факторов. В
первую очередь, ставки подтолкнул вверх ранний Новый год в Китае, который в
следующем году приходится на конец января. Готовясь к закрытию на двухнедельные
каникулы в следующем месяце, китайские заводы наращивают производство. В этой
связи ряд перевозчиков объявил об увеличении ставок (general rate increase —
GRI) c 15 декабря, еще два анонсировали GRI на январь.

Еще одним фактором по-прежнему является банкротство Hanjin Shipping. На долю
Hanjin приходилось лишь около 7% от общей вместимости на сервисах через Тихий
океан, и другие перевозчики быстро заполнили высвободившуюся нишу. Тем не
менее, импортеры, которые пострадали от задержки поставок осенью, теперь
бронируют перевозки на судах «надежных» перевозчиков, и даже готовы платить им
больше за эту «надежность».

В-третьих, рост объемов импорта в США является фактором, оказавшим поддержку
ставкам. По прогнозам Global Port Tracker, который публикуется ежемесячно
Национальной федерацией розничной торговли (NRF) и аналитической компанией
Hackett Associates, в декабре и январе объемы импорта в США на 3,2% превысят
прошлогодние.

В-четвертых, на ставки не мог не повлиять планируемый передел рынка весной с
запуском новой системы альянсов с 1 апреля 2017 года.

Ставки на направлении из Азии в Европу удержались на уровне, достигнутом с
объявленным с 1 декабря GRI. Ставки на порты северной Европы снизились на 3,8%,
но тем не менее, остались выше психологической отметки в тысячу долларов за TEU
(эквивалент 20-футового контейнера). Ставки на порты Средиземного моря подросли
на 0,3%, до $947 за TEU. Как отмечает JOC, эти уровни на 80,3% и 94,9%
превышают прошлогодние.