Кризис на рынке грузовых автоперевозок

Автоперевозчики, желая выжить, снижают тарифы. По оценкам экспертов, их
падение в конце весны достигло по некоторым направлениям до 50%. Правда, такой
откат наблюдается после некоторого повышения цен, которое было зафиксировано в
начале весны. Оно оценивалось примерно в 25%. Примерно на столько же выросли
ставки во II 2014 года. Так что теперь откат возвращает расценки на
прошлогодний уровень.

Количество прибыльных транспортных компаний продолжает сокращаться, а число
убыточных предприятий растет, зафиксировали в Росстате. По итогам первых двух
месяцев 2015 года сальдо прибылей и убытков автомобильного транспорта в РФ
оказалось отрицательным – 7,3 млрд руб. Спрос на услуги петербургских
грузоперевозчиков в первые месяцы 2015 года сократился более чем вдвое,
достигнув минимума за последние 5 лет. В частности, за март, по данным
«Петростата», крупные и средние компании перевезли всего 129 тыс. т грузов.
Проблемы в транспортном секторе грозят проблемами лизинговым компаниям, многие
из которых уже сфокусировались на работе с проблемной и просроченной
задолженностью.

Причины катастрофического падения рынка — запрет на импорт продовольствия из
ЕС и США, а также ограничение на ввоз в РФ промтоваров. Однако самое
неприятное, что практика предоставления отсрочек клиентам приводит к тому, что
часть оплаты за перевезенные грузы транспортники не получают. А требовать
предоплату не получается: сейчас почти все заказчики требуют отсрочки платежа.

По мнению российских игроков, есть другие факторы, которые усугубляют
положение владельцев грузовиков. В частности, международные автоперевозки
тормозит российская таможня, считает начальник департамента транспортной
логистики компании «Трансбизнес» Олег Генин. Проблема в том, что автомобиль
могут в любой момент подвергнуть досмотру и надолго затянуть процедуры на
границе. В этой ситуации то, по каким правилам грузовик перемещается по
российской территории, становится уже не самым главным.

Как считает О. Генин, это общая беда для всех автоперевозчиков – как
российских, так и иностранных. Причем сейчас она ощущается особенно остро:
санкции против РФ, введенные США и странами ЕС, как и ответные меры России на
них, привели к резкому сокращению импорта. В целом грузовая база на
международных направлениях сократилась.

Конкуренция заставляет всех пользоваться уловками и нарушать существующие
правила. Те, кто ее не выдерживают – вынуждены уйти с обслуживания европейских
маршрутов и переключиться на внутренние линии.

Это и объясняет, почему владельцы фур вынуждены или демпинговать, сохраняя
цены на уровне 2008 года, или выставлять часть подвижного состава на продажу. В
первую очередь распродают фуры, взятые по лизинговым программам. Однако сейчас
машины по рыночной цене не покупают. Оба пути ведут к разорению отечественных
компаний. В феврале 2015 года прекратили свое существование уже порядка 10
российских компаний, недавно за счет лизинга обновивших свой парк, чтобы
соответствовать международным требованиям. Этот процесс, как предсказывали
эксперты, не мог остановиться в весной. И сейчас список закрывшихся компаний
значительно расширился. Поэтому на европейских маршрутах увеличилась доля
зарубежных перевозчиков, у которых сейчас имеется больше ресурсов для того,
чтобы пережить кризис.

Ситуацию многие эксперты оценивают как тяжелую. Если часть компаний вынуждена
закрываться, то это не значит, что фуры в РФ будут поставлены на прикол. Они
будут использоваться на внутреннем рынке по другим схемам. В частности, станет
меньше фирм, которые имеют свои стоянки и ремонтные боксы. Появится больше
машин, водители которых одновременно являются и их владельцами, и экспедиторами.

Сложившаяся ситуация уводит рынок в тень. Это также ухудшает статистику. Ведь
в нее не попадают данные о «частном» извозе – учитывают только перевозки
лицензированных автопредприятий. Именно на них и ложится основное бремя
убытков. По данным, полученным из крупного логистического центра на
Северо-Западе, суммарные расходы легальных автоперевозчиков сегодня выросли
почти вчетверо. В эти суммы входит обслуживание лизинга, оплата всех сборов и
налогов, затраты содержание инфраструктуры, а также покупка топлива.

Данная ситуация негативно отразилась на логистике: грузовладельцам становится
сложнее выстраивать качественные сервисы, если на рынке сокращается список
партнеров, способных стабильно и точно в срок выполнять автоперевозки.