Как белорусские фуры становятся российскими

Автоперевозчики России не в состоянии в полном объеме обслужить внешнеторговые
товарные потоки своей страны с Европой: не хватает еврофур. Впрочем, это не
особо волнует транспортные компании, поскольку объем внутреннего рынка России
достаточен для обеспечения работой всех профессиональных участников без
необходимости значительно обновлять автопарк.

С другой стороны, для грузополучателей России не принципиально, кто доставит
их заказ — российские перевозчики или компании из других стран. Поэтому
исторически сложилось, что за обслуживание внешнеторговых товарных потоков
России борются перевозчики из различных стран, в том числе Беларуси. При этом
наиболее серьезными конкурентами для Беларуси на этом рынке услуг выступают
компании из Польши и стран Балтии. В частности, автопарк Польши насчитывает
порядка 150 тыс. еврофур, что наряду с благоприятным налоговым режимом и
дешевыми кредитными ресурсами делает их предложения конкурентоспособными по
цене.

Окончательно искажает конкурентные условия практика квотирования дозволов для
белорусов со стороны Министерства транспорта Российской Федерации, при том, что
перевозчикам, зарегистрированным в странах ЕС, двусторонние разрешения ЕС—РФ
выдаются в неограниченном количестве.

По данным Ассоциации международных экспедиторов и логистики «БАМЭ», в Беларуси
в международных перевозках задействовано 15 тыс. грузовиков. В среднем одна
фура делает два рейса в месяц, значит, белорусским автоперевозчикам необходимо
хотя бы 30 тыс. дозволов ежемесячно. На практике разрешений выдается
значительно меньше.

Например, белорусская компания с парком в 42 фуры ежеквартально получает
порядка 110 дозволов, или только около 36 в месяц. Так что по объективным
причинам к концу квартала у нее начинаются простои. Такая практика создает
искусственные барьеры и ограничивает возможности белорусских автоперевозчиков.
Чтобы нормально функционировать, компаниям с парком более 50 фур приходится
переводить некоторые машины в Россию. Чаще всего происходит так: в РФ
открывается компания, в которой регистрируется часть парка, после чего
появляется возможность выполнять заказы в безлимитном режиме.