Кризис – это возможность установить «правила игры» на рынке железнодорожных перевозок

Для этого крайне важными являются обеспечение конструктивного диалога между
всеми участниками рынка и выработка единой позиции, направленной, в первую
очередь, на сохранение стабильной работы железнодорожного транспорта.

На 20-й международной конференции «ТрансРоссия» заместитель руководителя
Департамента исследований железнодорожного транспорта Института проблем
естественных монополий (ИПЕМ) Александр Поликарпов выступил с докладом
«Тенденции развития железнодорожного рынка».

Докладчик отразил основные тренды на рынке железнодорожных перевозок за
последние 10 лет. В частности, Александр Поликарпов отметил рост доли
экспортных перевозок, опережающий рост грузооборота по отношению к погрузке, а
также привел статистику по ряду массовых железнодорожных грузов – углю и черным
металлам.

Эксперт ИПЕМ отметил, что, несмотря на снижение мировых цен на уголь, в 2014
году объем экспортных железнодорожных перевозок угля сохранился на высоком
уровне, в том числе благодаря «положительным» курсовым разницам второй половины
года. Согласно тенденциям начала 2015 года высоковероятно снижение экспортных
объемов перевозок угля в первой половине текущего года. Так, за январь-февраль
2015 года падение объемов экспортных перевозок угля составил 3,7% по отношению
к аналогичному периоду прошлого года, но всего объем перевозок угля вырос на
1,9% за счет перевозок внутри страны. В то же время текущие тренды на рынке
черных металлов показывают сохранение и рост перевозок: так в январе-феврале
2015 года на экспорт перевезено 5,7 млн т (рост 3,6% к аналогичному периоду
прошлого года), а всего черных металлов перевезено 13,6 млн т (рост 3,8%).

Далее Александр Поликарпов указал, что несоответствие темпов роста парка
вагонов и грузооборота, наблюдаемое в последние годы, свидетельствует о
снижении интенсивности «полезной» работы грузовых вагонов. При этом профицит
парка сегодня отмечается всеми участниками рынка грузовых перевозок, в том
числе и самими операторами грузовых вагонов.

Однако, по оценкам ИПЕМ, в кризисных условиях конкуренция на рынке вагонов не
растет, а снижается: об этом свидетельствуют расчеты ИПЕМ, сделанные в 2012 и
2014 согласно методике ФАС России (см. презентацию, слайд 13). Также в отрасли
наблюдается тенденция к созданию единых вертикально-интегрированных холдингов,
включающих следующие виды деятельности: производство грузовой базы,
оперирование грузовыми вагонами, портовую деятельность и, в ряде случаев,
собственные вагоностроительные мощности. При этом все участники рынка –
грузовладельцы, операторы, вагоностроители ‒ стремятся к достижению только
своих целей. «Без учета общего состояния железнодорожной отрасли такие
разнонаправленные действия в результате приводят к общему негативному эффекту»,
— резюмировал Александр Поликарпов.

Эксперт отметил, что в условиях кризиса ради сохранения стабильной работы
железнодорожного транспорта крайне необходимо наладить стабильный
конструктивный диалог между всеми участниками рынка, а также определить целевое
долгосрочное состояние рынка. При этом, по мнению Александра Поликарпова,
настоящее время является наиболее благоприятным для определения четких «правил
игры» на рынке железнодорожных перевозок, в частности:

• Отработка недавно принятой системы «платной парковки» грузовых вагонов;
• Введение ценового коридора на ставки по предоставлению вагонов (это, с одной
стороны, позволит обезопасить грузовладельцев от высоких ставок в период
дефицита вагонов, а с другой ‒ обезопасит операторов в период профицита парка
вагонов);
• Принятие единой методики определения потребного парка грузовых вагонов;
• Принятие комплекса экономических мер по стимулированию сохранения
соответствия наличного объема парка вагонов потребному (с учетом запаса).