Рынок сборных грузов ждет инерционный рост

Директор практики «Транспорт и логистика» консалтинговой компании Strategy
Partners Group Александр Ермаков рассказал об оценке одного из самых
непрозрачных сегментов рынка логистических услуг – организации перевозки
сборных грузов. Он полагает, что сегодня объем этого рынка составляет примерно
70 млрд. рублей, и в ближайшее время этот рынок ждет инерционный рост Начнем в
первую очередь с определения. Что из себя представляет перевозка сборных грузов?
Это перевозка нескольких грузов, принадлежащих разным грузоотправителям и
грузополучателям, в одном транспортном средстве. Сегмент, о котором идет речь,
включает перевозку сборных грузов массой примерно от одного килограмма до
десяти тонн. Сборные грузы меньшей массы относятся к категории почтовых
отправлений. Перевозка почты – другой сегмент. Конечно, отправления в составе
сборных грузов находятся в пути дольше, чем при прямой доставке, так как им
нужно пройти, минимум, через два терминала, где происходит
формирование/расформирование партий и ожидание рейса в город назначения. Для
клиентов, пользующихся услугой перевозки сборных грузов (а это, в основном,
юридические лица) низкая стоимость важнее скорости доставки. Это – основное
преимущество данного вида грузоперевозок: логистические компании, работающие в
данном сегменте, снижают транспортные издержки своих клиентов, консолидируя
различные отправки до экономически оправданного объема перевозки. Российский
логистический рынок, в том числе сегмент перевозки сборных грузов, считается
одним из самых непрозрачных. С чем связано отсутствие статистических данных по
рынку? Начнем с того, что в России не ведется регулярный сбор данных
относительно сегмента, а игроки рынка обычно не склонны обнародовать детальную
информацию о своей деятельности. Преимущественно это непубличные компании, и их
довольно много – это не тот случай, когда есть 3-4 крупных подавляющих игрока,
по которым можно судить о том, каков рынок в целом. Например, с рынком
железнодорожных перевозок дело обстоит совсем иначе — его можно определить с
точностью до одного тонно-километра, потому что услуги оказывает одна компания,
и ведется полный учет. Но в случае с сегментом перевозки сборных грузов мы
можем говорить только о каком-то возможном диапазоне. Можно найти
статистические данные по коду ОКВЭД 63.40, «Организация перевозки грузов», но
сюда входит организация перевозки и сборных, и несборных грузов,
экспедиторская, таможенно-брокерская и другая логистическая деятельность.
Словом, статистика объединяет в одну категорию множество разных сегментов,
поэтому понять из нее объем интересующего нас сегмента невозможно. Поэтому, мы
вынуждены ориентироваться на экспертные оценки, и желательно, чтобы они были
хоть к чему-то привязаны. Какую методику оценки вы применяли, и насколько велик
этот сегмент в соотношении с общим рынком логистических услуг в России? В своем
исследовании мы смотрели на ситуацию в тех странах, где можно было получить
необходимую статистику — в первую очередь это США. Статистика ведется и в
Западной Европе, но там структура транспортно-логистического рынка
принципиально другая, например, незначительны перевозки сырьевых ресурсов –
угля, руды и так далее. США несколько ближе к России — и по расстояниям, и по
структуре грузооборота. То, что мы называем сборными грузами, там делится на
две категории: посылки и Less than truckload – граница между ними проходит в
районе 70 кг. Мы рассчитали долю этих двух сегментов в общем объеме рынка
грузоперевозок – в США она составляет 7,2% — и сделали экспертную коррекцию на
российский рынок, придя к цифре 4%. Опираясь на оценку российского рынка
транспортных услуг, данную RBC.research, мы получим, что в денежном выражении
эти 4% составляют примерно 70 млрд. рублей. Однако нужно понимать, что это – не
точная оценка, а скорее математическое ожидание объема сегмента, то есть
существует какой-то доверительный интервал: плюс-минус 10-15 млрд.руб. Эксперты
уже более десяти лет предсказывают бурный рост логистического рынка в России,
но его не происходит. Чем вы можете это объяснить? Эти предсказания основаны на
сравнении доли сегмента логистики с общим объемом рынка
транспортно-логистических услуг в развитых странах, которая может достигать
50%. В России же этот показатель составляет примерно 15%, и ждать, что он
поднимется до западного уровня, пока не приходится. Я думаю, что это связано со
структурой нашей экономики, которая ориентирована преимущественно на сырьевую
составляющую, а при перевозках угля, металла и так далее, потребность в
логистических услугах меньше, чем при перевозке товаров с высокой добавленной
стоимостью. Есть ли на рынке крупные игроки, занимающие существенную долю?
Возможна ли в ближайшей перспективе консолидация рынка? На данный момент
крупнейшие игроки в этом сегменте – Желдорэкспедиция, Деловые Линии имеют долю
10-15%. На мой взгляд, для консолидации нет объективных предпосылок. То есть
она как средство повышения эффективности и снижения затрат за счет экономии на
масштабе здесь практически не будет работать. В этом сегменте могут вполне
благополучно существовать и делать конкурентоспособное предложение компании,
даже работающие на одном маршруте, скажем, Москва-Иркутск. Низкие барьеры для
выхода на рынок новых компаний. Конечно, единичные поглощения могут
происходить, но вряд ли возникнет такая ситуация, при которой один из игроков
будет иметь 50% рынка. Каков ваш прогноз развития рынка в краткосрочной
перспективе? Основная тенденция – существенное изменение его структуры. Можно
ожидать постепенного вытеснения традиционных «сборщиков» из подсегмента
«посылки» курьерскими компаниями, как это произошло в США за последние 30 лет.
В нем уже довольно активны, например, DPD, «Пони Экспресс». Возможно, немного
изменятся позиции железнодорожных перевозок. Наблюдалась тенденция сокращения
их доли, но если, как пока планируется, в декабре 2014 года введут плату за
проезд большегрузных автомобилей по федеральным трассам, то, на какой-то период
может возникнуть обратная тенденция. Кризис, о котором столько говорят, на
данный сегмент вряд ли существенно повлияет. Да, будут сокращаться объемы у
текущих клиентов, но придут новые, которые ранее отгружали товары целыми
фурами, но из-за падения объемов переориентируются на сборные перевозки.
Наиболее вероятно, что объем сегмента продолжит инерционный рост и к 2020
достигнет 80 млрд. рублей по пессимистическому и 100 млрд. рублей по
оптимистическому сценарию.

Вести — Экономика