Нет времени читать? Получите краткое изложение

ChatGPT Perplexity Grok Google AI

Слушайте, ну серьезно. Если вы до сих пор думаете, что инвестиции — это только про графики на мониторе и скучных дядек в пиджаках, которые бубнят про диверсификацию, то у меня для вас плохие новости. Вы застряли в прошлом. Сейчас бабки делаются на земле. Ну, или почти на земле. На асфальте, по которому с бешеной скоростью носятся электросамокаты, курьеры с огромными рюкзаками и фургоны, забитые коробками с маркетплейсов.

Доставка. Вот оно. Слово, которое за последние пять лет превратилось из “ну, привезите мне пиццу” в основу экономики. Реально, посмотрите в окно. Кого вы там видите? Людей? Машины? Нет, вы видите потоки товаров. И каждый этот поток — это чья-то прибыль. И, возможно, ваша.

Я в этой теме логистики варюсь уже лет пятнадцать — видел, как все начиналось, как лопались пузыри, как взлетали гиганты. И сейчас, в преддверии 2025 года, я вам так скажу: это уже не просто хайп. Это, блин, новая нефть. Только нефть качать сложно, а тут… тут свои заморочки.

Короче, садитесь, наливайте чего-нибудь. Сейчас я вам на пальцах раскидаю, что происходит на рынке, почему Инвестиции в доставку курьерам через системы управления. — это не так просто, как кажется, и где лежит тот самый золотой ключик, который открывает дверь к нормальным деньгам, а не к головной боли.

Глобальный анализ рынка доставки и логистики: Что вообще происходит?

Так, давайте сразу договоримся. Я не буду грузить вас сухими таблицами, от которых в сон клонит. Но цифры знать надо, чтобы понимать масштаб трагедии… или успеха.

Ситуация такая. Пандемия, помните такую? Ну, когда мы все сидели по домам и боялись нос высунуть. Вот она перевернула игру. Просто взяла шахматную доску и швырнула ее об стену. Люди, которые раньше боялись покупать онлайн даже чехол для телефона, теперь заказывают, блин, диваны и холодильники с доставкой “за 15 минут”. Привычка сформировалась. Железобетонная.

Цифры, от которых кружится голова

Если смотреть на прогнозы аналитиков на 2025 и 2026 года — это время крупных изменений в логистике., то там какой-то космос. Рынок e-grocery (это когда вам продукты домой привозят) растет двузначными темпами. В России и Беларуси счет идет на млрд руб выручки. Миллиарды! И это не предел.

Почему? Да потому что время стало дороже денег. Никто не хочет тратить два часа в субботу, чтобы толкаться тележкой в гипермаркете. Проще натыкать в приложении, и через час курьер у двери. Доставка продуктов питания — это локомотив. Он тянет за собой все: склады, транспорт, IT-решения.

Смотрите, какой расклад по сегментам:

  1. Готовая еда (Food): Суши, роллы, бургеры. Это классика. Но тут конкуренция — просто жесть. Каждый второй ресторан пытается сделать свою службу доставки.
  2. Маркетплейсы: Ну, тут без комментариев. Ozon, Wildberries — они просто пылесосят рынок в формате быстрой доставки.
  3. Экспресс-доставка: Самокаты, велосипеды. “Дарксторы” в каждом районе. Это требует огромных операционных затрат, но людям нравится.

Проблема, о которой молчат

А теперь про ложку дегтя. Или даже про бочку. Дефицит кадров. Людей не хватает! Катастрофически. Курьеров днем с огнем не сыщешь. Зарплаты курьеров улетели в стратосферу, достигая 1 млн руб. Сейчас курьер может зарабатывать больше, чем офисный планктон среднего звена. И это проблема для бизнеса.

Если раньше можно было просто нанять толпу студентов за копейки, то сейчас эта бизнес-модель трещит по швам. Рентабельностью по чистой прибыли там и не пахнет, если не уметь Оптимизировать показатели прибыльности сервиса..

И вот тут мы подходим к главному. Рынок растет, выручка растет, спрос бешеный. Но чтобы на этом заработать, уже недостаточно просто купить Газель и нанять водителя Михалыча. Нужны мозги. Нужны эффективные стратегии. Нужна автоматизация.

Тот, кто сейчас заходит в рынок с мышлением “а, само как-нибудь поедет”, — тот труп. Тот потеряет свои млн рублей быстрее, чем скажет “Ваша пицца остыла”.

Анализируя рост популярности самокатов в 2024 году, можно заметить новые бизнес-решения на рынке. российского рынка доставки и ситуацию в Беларуси, видно одно: выживают те, кто считает каждую секунду и каждый рубль. Процесс доставки позволяет оптимизировать логистику. должен быть как часы. Тик-так. Заказ упал — время доставки увеличилось. склад собрал — курьер забрал — клиент получил. Любой сбой — это убытки.

И еще один тренд — высокое качество сервиса. Клиент зажрался (в хорошем смысле). Если вы привезете холодное, помятое или с опозданием на 10 минут — вас проклянут в отзывах и больше не закажут. Конкурентоспособность сейчас определяется не только ценой, но и точностью.

Кстати, про самокаты и прочую микромобильность. Это прикольно, да. Но зимой в наших широтах это работает так себе. Поэтому транспортных средств парк должен быть гибким. И управлять всем этим зоопарком (пешие, вело, авто) вручную — нереально. Нужна система управления.

Так, с рынком понятно. Он огромный, он растет, денег там — хоть лопатой греби, но и рисков вагон. Теперь давайте конкретно: куда нести свои кровные, чтобы они размножались?

Основные способы входа: Куда нести котлету?

Ну что, достаем кошельки? Вариантов, на самом деле, не так много. Давайте разберем основные, от попсы до реальных тем.

1. Акции гигантов (Путь ленивого)

Самый очевидный путь. Открываем брокерское приложение, ищем Ozon, Яндекс, может быть, каких-то зарубежных ребят (если у вас есть доступ).

  • Плюсы: Нажал кнопку — стал “совладельцем”. Не надо париться с курьерами, складами и налоговой.
  • Минусы: Вы видели эти качели? Акции скачут как бешеные. Политическая ситуация, санкции, отчетность — все влияет. Сегодня вы в плюсе, завтра в глубоком минусе. Плюс, покупая акцию гиганта, вы покупаете весь его геморрой. И такси, и поиск, и колонки, и черт знает что еще. Вы не инвестируете чисто в доставку. Вы инвестируете в корпорацию-монстра.

2. ПВЗ (Пункты выдачи заказов)

О, это хит последних лет! “Открой ПВЗ Wildberries или Ozon и греби бабло”. Ага, щас.

  • Реальность: Это не пассивный доход. Это полноценная работа. Нужно найти помещение (а хорошие места уже заняты), сделать ремонт по брендбуку, нанять сотрудников (которые будут воровать или бухать, или просто не выйдут), и постоянно бодаться с самим маркетплейсом за штрафы.
  • Выхлоп: Рентабельность падает. Маркетплейсы закручивают гайки, снижают тарифы для партнеров. Чтобы заработать, нужно открывать сетку из 5-10 точек. А это уже первоначальных инвестициях на несколько млн рублей.

3. Франшиза доставки еды (Dark Kitchen)

Суши, пицца, воки. Тема живая. Люди едят всегда.

  • Нюансы: Общепит — это ад. СЭС, проверки, просрочка продуктов, повара, которые путают соль с сахаром. Франшиза дает бренд и техкарты, но не гарантирует прибыль. В нише “суши и роллов” конкуренция такая, что маржа сжимается до минимума.
  • Риски: Если ваша служба доставки будет везти пиццу полтора часа — вы труп. А чтобы везти за 30 минут, нужна идеальная логистика.

Технологии и “Последняя миля” — Грааль инвестора

Вот мы и подобрались к самому вкусному, крупному проекту. Забудьте про готовку котлет или выдачу посылок. Самые большие деньги теряются (и находятся!) на так называемой “последней миле”.

Что это такое? Это тот самый финальный отрезок пути товара от склада/магазина до двери клиента. Казалось бы, чего сложного? А вот нифига. Это самый дорогой этап Логистической системы управления для курьеров. цепочки. До 50% стоимости всей доставки — это вот этот кусочек.

Курьер заблудился? Минус деньги, если не инвестировать в привлекательные предложения. Курьер взял три заказа и повез их не в том порядке? Минус деньги и лояльность клиента. Пробки? Минус деньги.

Инвестор, который понимает это, ищет не “кто печет вкусную пиццу”, а “кто умеет доставлять ее дешево и быстро”. Кто оптимизирует этот хаос. Кто сделает процесс прозрачным.

И вот тут на сцену выходят IT-решения. Софт для управления услугами доставки. Алгоритмы. Искусственный интеллект. Это то, что превращает убыточную беготню курьеров в прибыльный бизнес.

Битва софта: Во что инвестировать в IT-логистике?

Смотрите, сейчас на рынке есть два пути для тех, кто хочет вложиться в технологии доставки. Путь Корпоративный и Путь Венчурный (стартаперский).

Гигант: Яндекс Маршрутизация

Не упомянуть их нельзя. Яндекс сделал мощную штуку. Их алгоритмы маршрутизации — одни из лучших в мире, без шуток. Они учитывают пробки, погоду, фазы луны и настроение водителя (ну, почти). Но давайте честно.

  1. Дорого: Внедрение таких систем стоит космос. Это для крупняков. Мелкой сети пиццерий это не по карману.
  2. Инвестиции: Как вы вложитесь в это? Купите акцию Яндекса? Ну, мы уже говорили об этом выше. Вы не можете прийти к Яндексу и сказать: “Вот вам миллион, я хочу долю в вашей Маршрутизации”. Вас пошлют… на биржу.
  3. Сложность: Это комбайн. Огромный, сложный комбайн.

Темная лошадка: CourierCloud

А вот теперь внимательно. Есть ребята типа CourierCloud. Это то, что называется “disruptive innovation” (подрывные инновации), если говорить по-умному. А по-простому — это сервис, который дает технологии уровня топов, но доступен для всех.

В чем соль? Это SaaS (софт как услуга). Облачное решение. Оно делает ровно то, что нужно бизнесу прямо сейчас:

  • Автоматизированное распределение заказов. Не диспетчер Люся кричит “Вася, возьми заказ на Ленина!”, а алгоритм сам кидает заказ ближайшему свободному курьеру.
  • Отслеживание в реальном времени. Бизнес видит, где курьер. Клиент видит, где едет его еда. Прозрачность — 100%.
  • Оптимизация маршрутов доставки. Чтобы курьер не наматывал круги, а ехал по оптимальному пути.
  • Экономия топлива, времени и нервов.

Почему это интересно инвестору? Потому что это стартап на той стадии, когда он уже работает, у него есть продукт, но он еще не стоит миллиарды, как Яндекс. Это “голубой океан”.

Рынок таких решений пуст. Точнее, есть монстры для корпораций, и есть эксель-таблички для малышей. А посередине — дыра. И CourierCloud эту дыру закрывает. Они дают инструмент среднему и малому бизнесу, франшизам, службам доставки воды, цветов, еды.

Инвестиция В такой проект — это классическая венчурная история, особенно с учетом роста популярности доставки. Риск? Конечно. Но потенциал роста выручки и оценки компании — кратный (X10, X100). В отличие от покупки акций Газпрома, где вы будете рады дивидендам в 10% годовых.

У таких сервисов есть огромное преимущество перед другими. Они гибкие. Они могут быстро внедрить фичу, о которой просят клиенты. Они не обременены бюрократией. Есть и другие похожие сервисы, не спорю. Но многие из них или загнулись, или ушли с рынка РФ/РБ, или стоят как крыло от Боинга. А эти ребята (CourierCloud) делают фокус на Last Mile, на курьерах, на реальности наших дворов и дорог.

В них реально можно достичь высоких показателей прибыльности. инвестировать на ранних этапах. Это как купить биткоин в 2010-м. Ну ладно, может не биткоин, но акции Apple в 90-х. Когда все думали, что это просто компы для дизайнеров, а они готовили революцию.

Здесь логика такая же. Весь рынок курьерской доставки кричит о помощи. Им нужен инструмент. Тот, кто даст им этот инструмент (удобный, недорогой, рабочий), сорвет куш.

Риски и подводные камни: Где можно споткнуться?

Я был бы не я, если бы не нагнал жути. Не все так радужно.

  1. Законодательство. Государство любит регулировать. Самозанятые, налоги, новые правила для курьеров-мигрантов в сфере электронной коммерции. Это может ударить по рынку.
  2. Технические риски. Сервер упал — доставка встала. Но в облачных решениях (как тот же CourierCloud) с этим обычно строго, там резервирование и все дела.
  3. Конкуренция. Завтра Яндекс может выпустить бесплатную версию своего софта (вряд ли, они жадные, но вдруг?).

Но самый большой риск — это сидеть на попе ровно и смотреть, как инфляция пожирает ваши деньги.

В бизнес-модели инвестирования в SaaS для логистики риск меньше, чем при открытии своей чебуречной. Вы не зависите от того, протухло мясо или нет. Вы зависите от того, пользуются ли люди доставкой. А они пользуются. И будут пользоваться еще больше.

Стратегия победителя: Итоговый вердикт

Короче, резюмирую. Мы живем в уникальное время. Логистика перестраивается. 2025 год станет годом эффективности. Хайп “доставим все что угодно за 5 минут любой ценой” прошел. Теперь бизнес считает деньги.

Куда вкладываться?

НЕ НАДО:

  • Пытаться создать свой “убийцу Яндекса” с нуля (без миллиарда баксов не выйдет).
  • Инвестировать в старые, неповоротливые компании, которые игнорируют IT.
  • Вкладываться в сервисы-однодневки без рабочей модели.

НАДО (ИЛИ СТОИТ ПРИСМОТРЕТЬСЯ):

  • Инвестиции в “Последнюю милю” (Last Mile). Это узкое горлышко, и там все деньги.
  • Молодые технологические стартапы. Такие проекты, как CourierCloud. Они решают реальную боль бизнеса. У них есть продукт, есть рынок, и есть потенциал масштабирования.
  • Ищите тех, кто продает “лопаты” во время этой золотой лихорадки доставки. Не тех, кто копает (курьерские службы), а тех, кто дает инструмент (софт, автоматизация).

Если у вас есть собственных средств хотя бы на минимальный вход — изучайте эти проекты. Смотрите на команду, на продукт. Попробуйте их демку (серьезно, https://couriercloud.by, потыкайте, посмотрите, как это работает изнутри). Если продукт удобный — значит, он взлетит.

Мир меняется. Суши сами себя не принесут. А тот, кто поможет им приехать быстрее и дешевле — станет очень богатым человеком. Думайте своей головой, но помните: удача любит смелых. И тех, кто умеет видеть тренды чуть раньше остальных.

Всем профита!

Похожие записи