Увольнение иностранных ИТ-компаний с российского рынка оказало негативное влияние на все сферы бизнеса. При этом, логистика не исключение.

В новой реальности, в которой российские компании будут вынуждены развиваться под давлением западных санкций, можно будет объективно оценить все нюансы. Сегодня мы можем говорить о повышенных рисках для бизнеса тех организаций, которые зависят от иностранных информационных технологий. Как показывает практика, зарубежные вендоры очень редко предупреждают клиентов об окончании продаж и обслуживания софта на территории России. В некоторых случаях это может случиться неожиданно. Однако это не только с теми людьми, которые попали в санкционные списки.
В начале марта о приостановке деятельности в России объявила компания Gurtam, разработчик системы мониторинга транспорта Wialon. В зону риска попадают и другие зарубежные сервисы по автоматизации логистики. Повреждение системы управления логистическим процессом может привести как к полному отключению всех процессов транспортировки грузов, так и к очередному сбою логистических цепочек компаний, которые им приходилось строить заново. Как правило, поставщику, совершающему тысячи отправлений в день невозможно быстро перейти на ручной режим или даже переходить к новой системе автоматизации.
С учетом того, что зарубежные вендоры могут вернуться на российский рынок, доверие к ним может быть подорвано. Именно по этой причине компаниям сегодня стоит рассмотреть варианты перехода на отечественную логистическую систему. В их требования входит сохранение необходимой функциональности и уверенность в надежности нового ПО.
Сегодня есть мощные и конкурентоспособные решения для автоматизации логистики на российском рынке. В целом переход с зарубежных платформ в этой сфере относительно нетруден как по времени, так и по финансам. Но как и в любом процессе импортозамещения, не все отечественные логистические услуги могут быть полностью заменены зарубежными.
Разделим на составляющие несколько критериев для оценки потенциала российского решения перед переходом.
На данный момент это касается как российской регистрации производителя логистической платформы, так и расположения его серверов на территории России.
Если производитель является российским юридическим лицом и имеет регистрацию в России, заказчик получает гораздо больше уверенности в том, что его сервис не будет отключен из-за санкций.
Поскольку стоимость отечественного программного продукта обычно меньше иностранного аналога и рассчитывается в рублях, заказчик может рассчитывать на то, что он сможет сэкономить на ежемесячных платежах без зависимости от курса валюты и быстро окупить затраты на миграцию.
Основное требование к логистической платформе — наличие всех необходимых пользователям инструментов. Компаниям важно, чтобы интерфейс системы был интуитивно понятным, а функции для мобильности (в том числе сервисы для водителей) — реализованными в мобильных приложениях.
Это значит, что необходимо иметь большое количество вариантов интеграции. Пользователь должен оперативно реагировать на меняющиеся требования клиента, а также уметь быстро изменять существующую функциональность с учетом новых бизнес-процессов. Для того чтобы логистический сервис был бесшовным, он должен полностью вписываться в информационные системы, с которыми работает клиент.
У компании-разработчика должна быть компетентная команда, сеть технологических партнеров и возможность легко найти игроков, которые имеют положительный опыт долгосрочного взаимодействия с платформой.
Кроме того, в последнее время участились DDoS-атаки на российское ПО, поэтому важно, чтобы разработчик был способен гарантировать не только стабильную работу сервиса, но и уметь эффективно противостоять внешним угрозам и обеспечить работоспособность высоконагруженного сервиса.
Рекомендуется чтобы она была круглосуточной и могла справиться как с интеграцией новой платформы, так и со всеми существующими проблемами в эксплуатации и помощью пользователей новых инструментов.
Для крупного клиента лучшим вариантом является наличие личного менеджера.