Логистический сервис: понятие и основные критерии

Для оценки качества логистического обслуживания применяют следующие критерии:

· надежность поставки;

· полное время от получения заказа до поставки партии товаров;

· гибкость поставки;

· наличие запасов на складе поставщика;

· возможность предоставления кредитов и др.;

· номенклатура и количество;

· качество;

· время;

· цена;

· надежность предоставления сервиса и др.

Надежность поставки – это способность поставщика соблюдать обусловленные
договором сроки поставки в установленных пределах. Надежность поставки
определяется надежностью соблюдения сроков выполнения отдельных видов работ,
которые включает в себя процесс поставки. Существенным фактором, влияющим на
надежность поставки, является наличие предусмотренных договором обязательств
(гарантий), в силу которых поставщик несет ответственность в случае нарушения
сроков поставки.

Полное время от получения заказа до поставки партии товара включает следующие
составляющие:

· время оформления заказа;

· время изготовления (в случае производства заказанных товаров);

· время упаковки;

· время отгрузки;

· время доставки.

С понятием надежности связаны такие характеристики поставки, как
своевременность и ритмичность.

Своевременность поставок сводится к тому, что поставщик в течение всего
планового периода доставляет продукцию в установленные договором сроки.
Ритмичность поставок является составной частью своевременности поставок и
означает, что поставки в пределах установленных сроков производятся через
равные или близкие по величине промежутки времени (интервалы).

Гибкость поставки – это способность поставляющей системы учитывать особые
положения (или пожелания) клиентов, а именно:

· возможность изменения формы заказа;

· возможность изменения способа передачи заказа;

· возможность изменения вида тары и упаковки;

· возможность отзыва заявки на поставку;

· возможность получения клиентом информации о состоянии его заказа;

· отношение к жалобам при некомплектных поставках.

Критерий «номенклатура и количество» включает количество отказов в продаже по
каждому виду продукции либо по причине отсутствия производственных ресурсов,
либо в связи с неэффективностью организации продаж. С этим критерием связаны
понятия комплектности и ассортимента поставки.

Комплектность поставки является важной проблемой в сбытовой деятельности и
представляет собой поставки укомплектованных изделий или комплекта
оборудования, деталей, запасных частей, а также неоднородных видов изделий,
требующих одновременного поступления к месту потребления (монтажа, замены или
эксплуатации). Комплектование продукции означает подбор всех деталей, узлов,
принадлежностей, входящих в комплект готового изделия, согласно ГОСТу,
техническим условиям, прейскурантам, договорам и другим нормативным документам,
регламентирующим комплектную поставку. В ряде случаев комплектность продукции
предусматривается в специальных документах (ведомостях комплектации,
спецификациях), прилагаемых к договорам.

Ассортимент поставок делится на развернутый ассортимент и групповой
ассортимент. Развернутый ассортимент (номенклатура) характеризует продукцию по
маркам, профилям, сортам, типам, раз-мерам, артикулам. Это конкретный перечень
продукции, на которую предъявляет спрос потребитель при заказе и который
предусматри-вается в ГОСТе, технических условиях, прейскурантах, договорах
поставки или в других нормативных документах. Заказы потребите-лей, а также
поставки продукции осуществляются, как правило, в раз-вернутом ассортименте.
Для рациональной организации планирования распределения и поставок в отраслях с
широким ассортиментом продукции разрабатывается групповой ассортимент – это
укрупнен-

ный перечень продукции, полученный в результате сведения позиций развернутого
ассортимента в отдельные группы по существенным техническим и экономическим
признакам.

Критерий «качество» рассматривает возможность удовлетворения потребительского
спроса по каждому виду продукции с позиции его соответствия потребительским
требованиям.

Группы продукции по уровням качества

1)продукция высшего качества превосходит по своим технико-экономическим
показателям аналогичную продукцию конкурентов. Как правило, это принципиально
новая продукция. Производитель в этом случае может значительно увеличить свою
прибыль как за счет установления более высоких цен на продукцию, так и за счет
увеличения доли рынка;

2) конкурентоспособная продукция в основном соответствует высокому уровню
качества, но может иметь и средний уровень качества среди аналогичной продукции
на данном рынке. В последней ситуации конкурентоспособность продукции
достигается за счет более эффективных маркетинговых мероприятий по рекламе и
стимулированию продаж;

3) продукция с пониженным уровнем качества имеет в целом несколько худшие
потребительские свойства, чем продукция большинства конкурентов. Сохранение
стабильности рыночной позиции производителя может происходить за счет
применения стратегии снижения цен на такую продукцию;

4) продукция с низким уровнем качества обычно неконкуренто-способна;
потребность в такой продукции отсутствует либо продукция может быть реализована
по очень низким ценам. Производитель в этом случае должен либо повышать
качество продукции, либо создавать новую продукцию.

Критерий «время» характеризует возможность удовлетворения потребительского
спроса по времени поставок (период времени между получением заявки на продукцию
и получением готовой продукции) относительно среднерыночного времени поставок
по каждому виду продукции.

Критерии «цена» рассматривает количество потребительских отказов в связи с
отклонением цен от среднерыночных.

Похожие записи