«Диета для компании»: стратегия, которая творит чудеса

Дэвид Майстер считает, что при разработке стратегии главное не выбор целей,
задач или будущего статуса, а правила, по которым вы решили жить. Он ввел
вобиход новое выражение «стратегия толстого курильщика». Под ним понимаются
методы, которые призваны помочь компаниям ликвидировать разрыв между конечной
целью и теми усилиями, которые сотрудники готовы приложить, чтобы ее достичь.
Ведь не секрет, что для многих людей и компаний стратегическое планирование –
столь же бессмысленное действо, сколь и решение начать новую жизнь с 1 января:
мы знаем, что надо делать, но результат зачастую оказывается нулевым. Чтобы
этого не случилось, Дэвид Майстер предлагает руководителям переосмыслить свои
взгляды на стратегию – рассматривать ее не как цель, а как «диету», которую
нужно соблюдать неуклонно и постоянно всем сотрудникам компании. В своей книге
«Стратегия и толстый курильщик» Майстер подробно рассказывает, как подобрать
для компании оптимальную «диету». Вот его советы.

Совет 1

Нужны постоянные действия, а не единичные мероприятия. Если вы считаете, что
реальная жизнь – одно, а преобразования – другое, то все ваши программы
совершенствования обречены на провал. Всплески активности, сменяющиеся
периодами бездействия, приносят лишь кратковременную пользу.

Совет 2

Вы должны изменить систему оценки. Чтобы стратегия была успешной, ее
воплощение нужно открыто отслеживать и измерять. Майстер предлагает создать
новые системы оценки и включить их в системы регулярной отчетности в фирме. Они
должны отслеживать степень соответствия проделанной работы стратегии.

Совет 3

Руководители должны серьезно относиться к необходимым изменениям. Самое важное
при переводе сотрудников на диету – убедить их в том, что этого действительно
хочет высшее руководство. СЕО нужно задаться вопросом, какие его действия
убедительно докажут, что он серьезно относится к реализации стратегии и не
будет поддаваться соблазнам отступить от нее даже ненадолго. И произвести
изменения в своем поведении.

Совет 4

Идеи стратегии нужно преподносить как принципиальные, а не просто
целесообразные. Причина в том, что люди принимают стратегию и воплощают ее на
«отлично», когда не хотят подвести руководителей, которые о ней радеют. Если
диета приобретает силу морального принципа, а не только оправдана с точки
зрения результатов, шансы на ее успешное соблюдение резко повышаются.

Совет 5

Вы должны определить способ реакции на выбор каждого сотрудника. Мы не можем
заставить окружающих делать то, что мы хотим, но можем защитить тех, кто решил
участвовать в общем деле. А для этого придется избавить фирму от остальных, кто
отказывается к вам присоединиться.

Принцип «сфокусированной фабрики»

Принцип «сфокусированной фабрики» профессора Скиннера гласит, что ни одной
организации не может хорошо удаваться все сразу. Пытаясь добиться всех четырех
преимуществ: качества, цены, разнообразия и скорости, — любая компания обрекает
себя на неудачу. В связи с этим Дэвид Майстер пришел к некоторым выводам.

Вывод 1

Стратегия – это способность решить, какие заказы вы не будете принимать. Если
вы никому не отказываете, то сольетесь с безликой массой фирм, которые
хватаются за все и вам вряд ли удастся делать хотя бы что-то на «отлично».

Вывод 2

Причины, объясняющие, почему так трудно придерживаться стратегии и говорить
«нет», не что иное, как отговорки. Нужно всеми силами сопротивляться искушению
отступить от стратегии ради краткосрочных выгод. Необходимо стремиться к
поставленным стратегическим целям.